Список альбомов:



Святитель Герасим Пермский

Святитель Герасим Пермский

Память - 24 января (6 февраля - н.ст.).

Память общая трем Пермским святителям: Герасиму, Питириму, Ионе – 29 января (11 февраля - н.ст.).

Накануне праздника “Собора Вселенских учителей и святителей”, Русская Православная Церковь вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей: Герасима, Питирима и Ионы, которые преемственно, один за другим, продолжили миссионерские труды великого просветителя Пермского края святителя Стефана.

Преемником святителя Стефана был епископ Исаакий. Находясь в 1416 году в Москве, епископ Исаакий, устав от забот, испросил у церковноначалия разрешение удалиться на покой.

Епископу Герасиму (+ок.1441), присланному в эти края после ухода епископа Исаакия, предстояло немало потрудиться для укрепления паствы в вере Христовой. Древнее местное предание повествует о том, что епископ Герасим вел строгую аскетическую жизнь, отдавая все свои силы для укрепления в народе православной веры.

Имя святителя Пермского упоминается среди шести епископов – участников Московского собора 1441 г., на котором осужден был митрополит Исидор, подписавший на Флорентийском соборе (1438-1439 гг.) унию с латинянами; потом он снова был вызван туда же для постановления соборного решения ставить русского митрополита собором русских архиереев. Это свидетельствует об авторитете Пермского святителя, о том, что его мнение имело не последнее значение среди архипастырей.

Время, в которое епископу Герасиму выпало служить на Усть-Вымской кафедре, было нелегким. Вогулы под предводительством князька Асыки своими набегами наводили ужас на зырян. Не меньше беспокойства причиняли местному населению новгородские ушкуйники и вятчане. Новгородцы грабили нижневычегодские селения, а вятчане – по Лузе и Сысоле. В этих плачевных обстоятельствах святитель Герасим не раз выступал в защиту коренного населения. По преданию, однажды он явился к свирепому князю Асыке, убеждая его прекратить опустошение Пермского края.

Сказание о Пермских епископах, обнаруженное в краткой Рукописи начала XIX в. в архиве республики Коми и составленной на основе более ранних списков, повествует об особой благодати, данной этому служителю Христовой Церкви и о мученической кончине святителя Герасима: «По Исаакии епископе на Усть-Выми бысть епископ Герасим чудотворец, о его же кончине нецыи совершеннее повествуют сице. Прилучися святому отцу Герасиму ехавшу путем на некоем месте на Усть-Вымском лугу близ Устьвымска городка за мало стадии от соборной церкви отстоя, удушен бысть святый за нечто от своих домочадец, неповинно кончину восприя святый месяца генваря 24 день». По одному из источников епископ Герасим был убит новокрещенным вогулом, а орудием убийства послужил архиерейский омофор.

Сказание о Пермский епископах повествует и о том, что честные мощи святого, положенные в кафедральной Благовещенской церкви на Усть-Выми, «чудеса и многая исцеления подают приходящим с верою и до сего дне во славу Христа Бога Нашего».

Тот же источник позволяет определить и время установления почитания Пермских святителей: «В лето 7115 году месяца июля в 8 день при Великом государе царе и великом князе Василии Ивановиче Всероссийском самодержце и при святителе Ермогене патриархе Московском Всея России». Эту дату, 1607 г., принято считать временем их официального прославления, когда и стали собираться сведения о просветителях Пермских в правление Василия Ивановича Шуйского.

Библиография:

1. Попов Е.А., прот. Первые преемники св. Стефана – епископы Усть-вымские. // Великопермская и Пермская епархия (1379 – 1879). Пермь, 1879.

2. Агафонов П. Епископы Пермской епархии (1383 – 1918). Краткий библиографический справочник. Пермь, 1993.

3. История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Исследования и материалы. К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996.