Список альбомов:



Святитель Стефан Пермский

Святитель Стефан Пермский

Память - 26 апреля (9 мая - н.ст.).

Святой Стефан, епископ Пермский, по прозванию Храп  происходил из г. Устюга Двинской области. Родился будущий святитель в семье причетника соборной церкви Пресвятой Богородицы Симеона и его супруги Марии. Год рождения Стефана доподлинно неизвестен, но предположительно это событие относится к концу первой половины XIV века. По преданию, задолго до его рождения, cв. блаженный Прокопий Устюжский предсказал его матери во всеуслышание, что она произведет на свет святителя.

Малым отроком Стефан был поставлен канонархом и чтецом в соборной церкви, где служил его отец. С ранних лет в будущем святителе открылись обширная память, острый ум и быстрота понимания. Восемнадцатилетним юношей он поступил в Ростовский монастырь святителя Григория Богослова, называвшийся Затвором; там он и принял постриг от игумена Максима Калины около 1366 года. Как повествует житие святого, молодой инок сразу предался благочестивым подвигам, и, имея стремление к умному деланию, искал мужей книжных или опытного духовного старца, «ему совопросник и собеседник бяше». Особенно выделялся он «вниманием к Божественным Писаниям» и усердием к изучению языков (греческого и зырянского или пермского, который начал изучать еще в Устюге – пограничном с Пермской землей городе).

Почувствовав себя достаточно подготовленным к миссионерскому служению в землях населенных зырянами, Стефан, следуя примеру просветителей славян Кирилла и Мефодия, для большего успеха проповеди решил ввести у зырян богослужение на их родном языке. С этой целью им была составлена азбука и переведены на зырянский язык необходимые для богослужения книги. Получив благословение на просветительскую деятельность и будучи поставлен во пресвитера епископом Коломенским Герасимом, Стефан приступил к апостольской деятельности, продолжавшейся восемнадцать лет. Начав проповедь в устье р. Вычегды, он дошел до Усть-Выми (центра зырянских поселений), где впоследствии основал кафедру и два монастыря – Благовещенский и Архангельский. Известны еще две обители, о которых не упоминается в житии – Спасо-Ульяновская на реке Вычегде и Стефановская на реке Вотчинке.

Первым местом проповеди Стефана было зырянское поселение Котлас. Проповедь христианства сопровождалась многими трудностями, и сопротивление язычников не раз угрожало святителю смертью. Наибольшее значение для обращения к истинной вере зырянского населения послужило сокрушение святителем идолов и особо почитаемой березы, на месте которой им был воздвигнут храм в честь Св. Архистратига Михаила, и победа в духовном поединке над жрецом Памом, когда святой предложил волхву пройти вместе с ним через огонь и подо льдом р. Вычегды из проруби в прорубь.

Как только язычество потеряло поддержку и проповедническая деятельность святителя пошла успешнее, для удобства поставления во пресвитеры Собором было принято решение об учреждении новой кафедры и в 1383 г. Стефан был рукоположен во епископа Пермского митрополитом Московским Пименом.

Забота святителя о благосостоянии народа выражалась и в делах благотворительности (раздаянии хлеба и милостыни, устройстве странноприимного дома), и в молитвенном подвиге и дипломатической деятельности в годы напастей. В 1385 г. выход святителя в полном облачении на ладье обратил в бегство пораженных грозным видением вогулов. Известен и случай, когда святой отправился в Новгород и получил поддержку веча и щедрое воздаяние за убытки принесенные зырянам новгородскими ушкуйниками.

В пределы Пермской епархии входила так называемая Старая Пермь, Великую же Пермь Стефан не успел обратить в христианство, но именно усилиями святителя обращение Перми Великой стало делом ближайшего будущего.

В 1390 г. по вызову митрополита Киприана Стефан приехал в Москву, где участвовал в Соборе, низложившем тверского епископа Ефимия, и ходатайствовал перед Великим князем о зырянах, защищая их от притеснений со стороны чиновников. Во время этой поездки с ним произошел знаменательный случай. По дороге, в нескольких верстах от Сергиева монастыря, святитель остановился, прочел «Достойно есть», и поклонился в сторону обители со словами: «Мир тебе, духовный брат». Узрев его духовными очами, преподобный Сергий поднялся во время трапезы с игуменского места и с ответным поклоном приветствовал его: «Радуйся и ты, пастырю Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой».

Отдавший жизнь служению Пермской епархии, святитель Стефан нашел вечное упокоение за ее пределами. В 1396 г. он был вызван в Москву митрополитом Киприаном, вступившим в управление митрополией и нуждавшемся в помощниках, но вскоре по приезде святой занемог и просил передать пастве свое посмертное завещание: твердо держаться веры христианской и преуспевать в ней, не прельщаться ересями и расколами, а также блюстись от «кумирослужения». 23 апреля «той же весны» епископ Пермский Стефан преставился, мощи его были положены в Спасо-Преображенском соборе Московского Кремля (Спаса на Бору).

Официально святитель Пермский Стефан был канонизирован Русской Церковью на Макарьевском Соборе 1549 года, праздновать его память было определено 26 апреля (9 мая).

До нашествия поляков мощи святителя Стефана Пермского хранились открытыми, а затем были скрыты. В 1909 г. в результате неквалифицированных действий комиссии Синода останки были утрачены, а в 1933 г. место упокоения мощей – церковь Спаса на Бору была снесена, и по настоящее время место нахождения честных мощей святителя неизвестно.

В Перми память святого благоговейно почитается. В городе существует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь и храм-часовня во имя святителя Стефана Великопермского.

Библиография:

1. Памятники старинной русской литературы. Вып. IV.

2. Протоиерей Владимир Клюев, Т.Д. Панова. Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля, М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006.

3. Священник Петр Марков. Жизнеописание святого Стефана епископа Пермского с краткими историческими сведениями о Соборе Спаса на бору. М., 1896.

4. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990. 5. Священник Иоанн Бухарев. Жития всех святых празднуемых Православною Греко-Российскою Церковью. С.-Пб., 1996. 

6. История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозхы. Исследования и материалы. К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996.