Храм Вознесения Господня (Архиерейское подворье)

Вознесенский церковь, или как в народе его именуют «Феодосиевская», является одним из последних храмов, построенных в городе Перми до революции.

В 1896 году, к 200-летию со дня кончины архиепископа Черниговского Феодосия,  было совершено прославление его в лике святых Русской Церкви и открытие честных мощей святителя. Вдохновленный церковными торжествами владелец крупной судоходной компании пермский купец Николай Васильевич Мешков объявил в купеческом клубе о своем намерении построить в городе Перми  храм в честь святителя Феодосия. Пермское купечество поддержало это благое начинание. Решением Пермской городской думы был образован строительный комитет, который возглавили столпы уральского купечества.

В 1903 году пермский купец Александр Павлович Бабалов пожертвовал Пермскому Епархиальному начальству под построение храма пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в густозаселенных кварталах города, называемых «новая деревня».

13 мая 1903 года была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в городе Перми нового четырехпрестольного  храма в честь Вознесения Господня с двумя приделами: во имя святителя Феодосия Черниговского Чудотворца и во имя Герасима, Питирима и Ионы, святителей Великопермских.. 15 мая того же года, в день Вознесения Господня, протоиеререй Градо-Пермского Кафедрального собора отец Александр Воскресенский совершил водосвятный молебен и обряд закладки нового храма. Проектировал церковь пермский архитектор Александр Иванович Ожегов.

Сооружение Вознесенского храма велось почти исключительно на народные средства, которые щедро жертвовали как простые граждане, так и люди состоятельные. Уже в 1904 году был освящен нижний придел во имя преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, благодаря народному рвению церковь будет построена в считанные месяцы. Но начавшаяся в 1904 году Русско-Японская война и вслед за ней революция 1905 года отодвинули на несколько лет завершение строительства. Трудоспособное население, так или иначе, оказалось втянутым в политические разногласия, денежные поступления значительно сократились, и возведение храма затянулось на несколько лет. Сбор недостающих денежных средств оказался главной задачей церковно-попечительского совета. 

Наконец, в 1910 году строительство было завершено, и 12 декабря епископ Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов) торжественно освятил в верхнем этаже храма главный придел – в честь Вознесения Господня. Правый придел во имя святителя Феодосия Черниговского был освящен 26 октября 1914 года, левый – во имя первосвятителей Пермских Герасима Ионы и Питирима – 17 декабря 1917 года.

Великолепный краснокирпичный собор является одним из лучших образцов новорусского стиля: архитектура его сочетает приемы древнерусского зодчества и современного храмостроительства. Стройный, бесстолпный храм «корабельного» типа. Храмовая часть перекрыта полукруглым сводом, над алтарем возведен четырехгранный куб, увенчанный традиционным русским пятиглавием. Пермяки сразу полюбили светлый, просторный храм, который стал одним из наиболее посещаемых храмов епархии.

Среди святынь храма Вознесения были частицы мощей святителя Феодосия Черниговского, привезенные по благословению Святейшего Синода в Пермь из Чернигова.

С 1904 по 1918 год настоятелем собора являлся один из авторитетнейших священников Пермской епархии – протоиерей Стефан Богословский.

После установления в крае советской власти, в 1922 году здание Вознесенской церкви было национализировано и передано в бесплатное и бессрочное пользование приходского совета. Но в 1923 году в общине Вознесенского храма произошло разделение. При содействии советской власти верхние приделы храма  были захвачены обновленцами. В нижнем приделе преподобного Серафима Саровского продолжала молиться часть общины, сохранившая верность Святейшему Патриарху Тихону. А в 1926 году место «обновленцев» в верхнем храме заняли приверженцы так называемого «григорьевского» раскола. В 1927 и 1928 годах верующие обращалась в горисполком с просьбой регистрации новой общины, «так как, — писали они, — посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых «григорьевцев», мы не можем по своим религиозным убеждениям».

В декабре 1928 г. когда на Пермскую кафедру был назначен епископ Павлин (Крошечкин) и в связи с неоднократным обращением верующих в горисполком, власти приняли решение об изъятии Вознесенской церкви у «григорьевцев» и передаче ее «более благонадежной общине сергиевской ориентации». Вознесенский храм вэтот период стал Кафедральным собором Пермской епархии, ее духовно-административным центром.

Под его сводами собирались священники, потерявшие приходы, монахи из закрытых монастырей, миряне, жаждущие духовного утешения. Три раза в неделю в храме совершал Божественную литургию епископ Павлин. В остальные дни — приближенное к нему духовенство, постриженики Глинской пустыни: архимандрит Таврион (Батозский), иеромонахи Андроник (Лукаш). По воспоминаниям прихожан, в Вознесенском соборе образовался негласный монастырь, насчитывавший около сорока монашествующих. В их числе и бывшие насельники и насельницы Белогорского Свято-Николаевского мужского и Пермского Успенского женского монастырей. Настоятелем Вознесенского храма был назначен бывший наместник Витебского Маркова Свято-Троицкий монастыря архимандрит Таврион (Батозский), который после закрытия обители вынужден был скитаться по России вслед за епископом Павлином. Желая сохранить в народе Православную веру, архимандрит Таврион тайно организовал при соборе церковно-приходскую школу, где преподавал детям Закон Божий.

Оживление церковной деятельности в Вознесенско-Феодосьевской церкви вызвало соответствующую реакцию в органах советской власти. 28 октября 1928 года был арестован настоятель собора архимандрит Таврион (Батозский) и вместе с ним протоиерей Николай Долгушин, служивший в Федосиевском храме на должности регента и псаломщика, а также член церковно-приходского совета Запольский Алексей Васильевич.

Но одними арестами дело не ограничилось. На заседании малого президиума Пермского окружного исполнительного комитета 18 мая 1930 года было принято постановление об «изъятии у общины «сергиевцев» здания Феодосьевской церкви, возбуждения ходатайства перед Уральским облисполкомом о закрытии названной церкви и об обращении здания ее под общежитие».

В начале 30-х годов здание храма было перестроено под хлебозавод № 2, который сдан в эксплуатацию в феврале 1935 года.

Церковное здание использовалось хлебозаводом на износ, без серьезных ремонтов. К концу 1960-х годов была полностью утрачена кровля, в аварийном состоянии находились несущие конструкции крыши, появились пристрои, искажающие первоначальный облик храма-памятника. Частично утрачен декор фасадов, уничтожены росписи храма и иконостас. В аварийном состоянии находилась колокольня здания.

В 1968 году хлебозавод выехал из здания церкви, и началась его рестоврация. 23 октября 1969 года решением Пермского облисполкома № 485 о постановке на учет памятников истории и культуры здание Вознесенской (Феодосьевской) церкви было принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства.

7 мая 1981 г. было принято распоряжение Пермского облисполкома о передаче здания на баланс Пермского областного управления культуры для приспособления его под органный зал Пермской областной филармонии.

В 1988 году, в связи с подготовкой к строительным работам по переоборудованию Вознесенской церкви под органный зал, выяснилось, что фундаменты наружных стен здания не могут нести соответствующих нагрузок, а у внутренних стен таковые вообще отсутствуют. Возникло решение – снести здание храма, а на его месте построить новое с сохранением внешнего вида фасада.

Но этого не произошло. 16 июля 1991 г., после неоднократных обращений архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка), Пермский областной Совет народных депутатов вынес постановление о возвращении Феодосьевского храма религиозной общине Русской Православной Церкви.

Под руководством настоятеля храма, протоиерея Серафима Ведерникова, в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В сжатые сроки полностью отреставрирован фасад здания, колокольня, подняты новые купола. В храме возведен величественный иконостас, установлены старинные иконы в киотах, обновлена настенная живопись, выложен мозаичный пол. В 1993 г. полностью отреставрирован нижний храм преподобного Серафима Саровского.

В 1994 году в восстановленном Вознесенском соборе стали совершаться богослужения. Через два года произошло знаменательное событие: 11 мая 1996 г., в дни празднования 600-летия со дня блаженной кончины святителя Стефана Великопермского, в Вознесенском храме совершил Божественную литургию Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

5 декабря 2000 года здание Вознесенской (Феодосьевской) церкви вошло в официально утвержденный «Список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения».

 21 сентября 2003 года в Перми состоялись торжества, посвященные 100-летию храма Вознесения Господня. В 2009 году указом епископа Пермского и Соликамского Иринарха Вознесенско-Феодосиевская церковь получила статус Архиерейского подворья. В настоящее время Вознесенский храм является одним из центральных в городе Перми, где часто совершает богослужения правящий Архиерей Пермской епархии.