Список альбомов:


Нужна помощь!

Состоялась научно-богословская конференция, посвященная дню основания Пермской духовной семинарии 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


Состоялась научно-богословская конференция, посвященная дню основания Пермской духовной семинарии

Состоялась научно-богословская конференция, посвященная дню основания Пермской духовной семинарии

 

24-25 ноября в Пермской духовной семинарии состоялась научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность», приуроченннная ко дню основания первого учебного заведения на Урале.

Работу конференции открыл Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий, который является ректором Пермской духовной семинарии.

В пленарной части мероприятия также приняли участие профессор филологического факультета СПбГУ, Научный руководитель Института лингвистических исследований РАН, академик РАН Николай Николаевич Казанский; доктор филологических наук, заведующий кафедрой Классической филологии МГУ Алексей Иванович Солопов; доктор филологических наук, доцент кафедры Классической филологии МГУ Екатерина Владимировна Антонец; доктор филологических наук, профессор Пермского института ФСИН России, старший преподаватель ПДС Олег Иванович Сыромятников.

Обращаясь к участникам и гостям научно-богословской конференции, в своем приветственном слове Глава Пермской митрополии сказал: «Дорогие отцы, братья и сестры, дорогие гости!

Позвольте поприветствовать Вас в стенах Пермской Духовной семинарии – старейшего на Урале учебного заведения и пожелать Вам успешно выступить и провести дни работы нашей научно-богословской конференции с пользой для души.

Мы выбрали для нее название «Духовное пространство России: история и современность». Сегодня в условиях всеобщей «толерантности» понятия: «духовность», «духовное» нередко теряют изначальный смысл. Для нас, православных христиан, он очевиден и мы можем повторить за известным уже на всю Россию священником Оптиной Пустыни, иеромонахом Василием (Росляковым), пострадавшим в наши дни, на Пасху 1993 г. от рук «сатаниста», слова из его последнего интервью: «Духовность в России одним словом выражается: это – Христос!» Сказано это было с внутренней силой, огромной внутренней убежденностью, потому, что отец Василий всей своей жизнью выстрадал это, «открыл» это сам.  Не сразу, а пройдя и испробовав многое: стремительный образовательный рост, поступление в один из самых престижных вузов страны – в МГУ, спортивную карьеру, признание, даже славу спортсмена…И, тем не менее, испытывая явственно «голод души», тоску по Небу, по богообщению, – «симптомы» замечательно описанные святителем Феофаном Затворником в его классическом сочинении «Что такое духовная жизнь?», – этот «успешный», казалось бы, молодой человек совершил непонятное для мира «восхождение»: от поиска ответов на мучившие его предельные вопросы о смысле жизни и назначении человека в произведениях Ф.М. Достоевского, чье творчество он изучал, – до обретения подлинности и полноты бытия в «ограде» прославленного монастыря. Оптина Пустынь стала для него духовной «родиной» и открыла дорогу в Царство Небесное через ее традицию и аскетическую школу, духовное наследие ее старцев и исповедников.

Восхождение это оказалось столь стремительным, что люди, знавшие отца Василия прежде, говорили, что оно было подобно «подъему по крутой скале без страховки». Знакомство со священниками, прошедшими лагеря – архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), московским духовником Василием Евдокимовым – открыло для него пример совершенного незлобия и неиссякаемой духовной радости; чтение произведений Святителей Игнатия (Бранчанинова), Феофана Затворника, Ефрема Сирина сформировало его вкус, задало основные «ориентиры» в духовной жизни; пример великих старцев Оптиной Пустыни показал красоту и воспитательную силу христианского послушания и смирения. И вот тогда при участии в таинствах Церкви внутреннее преображение этого человека из «невидимого» стало переходить в видимое.  

Святые отцы говорят о том, что в жертву Богу приносится все лучшее. И так наш современник оказался избранником Божиим и пострадал за Христа, так, что к нему применимы слова Святителя Игнатия Богоносца: «Пшеница Божия аз есмь. Зубами зверей сломлен буду, яко хлеб чистый Богу обрящуся». Вот, один из примеров приближения к святости в наши дни…

«Духовность в России – это Христос!» Пути к открытию этой истины бывают разными. Кто-то приходит к пониманию этого через русскую классическую литературу, пронизанную христианским смыслом, мудростью, милосердием; кто-то – через историю русского церковного искусства и академической школы живописи с их евангельскими сюжетами, «совестливостью» и состраданием; кто-то – через отечественную религиозно-философскую мысль, а кто-то – через «живой образ» Христа – человека, исполняющего в жизни заповеди Евангелия. 

Сегодня и завтра здесь, в семинарии, найдут отражение разные способы познания высшей истины – Бога:  открытие первоосновы – текста Евангелия, классической филологии, святоотеческой мысли и наследия известных подвижников и духовников Церкви Православной, а также примеров личного свидетельства верности Христу – судеб Новомучеников и Исповедников Российских; найдет отражение и «отсвет реалий Горнего мира» в церковной музыке и иконописи.  Одним словом, речь пойдет о том, благодаря чему Россия жива.    

В наши дни, как никогда прежде, во всем мире и в нашем обществе ощущается агрессия псевдокультуры. Академик Дмитрий Лихачев заметил как-то, что, если «безстыдство быта переходит в язык, то безстыдство языка создает ту среду, в которой безстыдство уже привычное дело». Так вот, задача Церкви и верующих людей сегодня – противопоставить этому «наступлению» мир Христов, чистоту и красоту слова и образа как божественного творения.

В программу конференции включены примеры великих русских святых. В этом году Церковь отмечает значительные даты: 1050-летие памяти святой равноапостольной княгини Ольги и 25-летие прославления святителя Филарета Московского. Великие духовники–старцы Православной Церкви говорят, что, когда мы читаем о святых, или обращаемся к ним мысленно, они рядом с нами. Пусть их пример, святость и молитвенное предстательство перед Богом послужат в помощь всем участникам нашей конференции! С Богом!».

Первый день работы конференции был посвящен трем основным тематическим направлениям: «Классическая филология и отечественное литературное наследие в системе церковного образования и просвещения»; «Церковная история и образы святости в системе духовного воспитания» и «Опыт христианского просвещения в России и в Пермской епархии: история и «диалог» с обществом в наши дни».

Второй день конференции продолжился работой секций: «Семинария и классическое образование»; «Русская Православная Церковь в XX в.: свидетельство об истине и историческая рефлексия»; «Святитель Филарет Московский: духовный наставник, богослов, миссионер, проповедник (к 25-летию прославления)»; «Опыт формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи в современном российском образовании»; «Проблемы миссионерской деятельности Церкви: исторический опыт и современная практика»; «Церковное искусство: традиции и современный поиск» и «Регентское искусство: история и современная практика», на которых с дакладами выступили воспитанники семинариии пастырского, иконописного и регентского отделений.

 

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин

Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст