Список альбомов:



Состоялось пленарное заседание XII Феофановских Епархиальных краевых образовательных чтений

Состоялось пленарное заседание XII Феофановских Епархиальных краевых образовательных чтений

 

8 декабря Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, принял участие в пленарном заседании XII Феофановских Епархиальных краевых образовательных чтений, которое прошло в органном зале города Перми.

На мероприятии присутствовали председатель Правительства Пермского края Тушнолобов Г.П., министр образования Пермского края Кассина Р.А., представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Москва), представители  Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, ведущий специалист телеканала "Радость моя" Зимина Л. А.

Открывая пленарное заседание, председатель Правительства Пермского края Генадий Петрович  Тушнолобов зачитал приветственное слово Губернатора Пермского края Виктора Фёдоровича Басаргина ко всем участникам  XII Феофановских Епархиальных краевых образовательных чтений.

Перед началом приветственного слова к участникам чтений Владыка Мефодий высоко оценил деятельность председателя Правительства Пермского края Геннадия Петровича Тушнолобова. За сотрудничество в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и оказываемую помощь в деле становления исконно русских идеалов глава Пермской митрополии, митрополит Мефодий наградил Геннадия Петровича медалью святителя Стефана Пермского I степени.

Далее Его Высокопреосвященство, обращаясь ко всем собравшимся, подчеркнул особую важность и актуальность проводимого мероприятия и в частности сказал:

«Заявленная тема требует от участников глубокого и вдумчивого осмысления событий, минувшего XX столетия, как в масштабах страны, так и в масштабах  истории родного края.

Близится столетняя годовщина подвига первых новомучеников и исповедников Русской Церкви, и мы должны воздать им подобающую честь и приложить все усилия для сохранения в памяти нашего народа великих и одновременно страшных картин недавнего прошлого, с тем, чтобы современное поколение развивалось со знанием и пониманием исторического пути своего Отечества.

Знаменательно, что наш Пермский образовательный форум носит имя одного из славных просветителей Пермского края, через всю свою жизнь пронесшего высоту культуры, веры и исповедничества - священномученика Феофана, епископа Соликамского.

Поскольку наши Чтения образовательные, то я бы хотел сегодня остановиться на тех уроках минувшего столетия, которые касаются взаимоотношений российской школы и Православной Церкви.

Тема взаимоотношения современной российской школы и Русской Православной Церкви как самой крупной религиозной организации страны, является актуальной и важной для всего нашего народа.

Напомню, что в своём послании Федеральному Собранию наш президент отметил важность усилий, направленных на поддержку традиционных ценностей, а также согласился с мнением академика Лихачева в том, что школьное образование должно отвечать двум базовым задачам: давать знания и воспитывать нравственного человека. Академик считал, что нравственная основа- это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.

Указанный вектор развития современного образования, определенный президентом страны, определяет безусловную необходимость сотрудничества и взаимодействия между российским образовательным сообществом и Русской Православной Церковью, ведь воспитать нравственного человека без обращения к тем традиционным нравственным ценностям, которые бережно хранит и о которых широко проповедует Православная Церковь, практически невозможно, так как ценности эти в своей основе всегда религиозны.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что образование не может быть ограничено только передачей информации, не менее важна воспитательная миссия школы. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре - должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь стремится содействовать школе в воспитательной миссии и ожидает поддержки от государства и общества.

Если мы посмотрим на историю развития образования и воспитания в школе, то увидим, что голос Церкви был услышан школой, многие выдающиеся учителя понимали, что именно христианство является тем источником, в котором школа черпает мысли и силы для воспитания новых поколений.

Дореволюционная практика взаимоотношений школы и Церкви, когда вполне естественно воспринималось преподавание Закона Божия в каждой школе, вероятно, ушла безвозвратно. Здесь было много положительного. Вспомним св. прав. Иоанна Крондштадского, который более 25 лет творчески, с любовью к детям преподавал Закон Божий в Крондштадтской гимназии. Но были и отрицательные моменты, когда религия в школе преподавалась, увы, формально. Это было одной из причин охлаждения к вере отцов и закономерного упадка нравственности, приведшего к трагическим событиям 1917 года и последующего столетия. С отделением школы от Церкви воспитательная миссия школы ослабела.

Сегодня мы с Вами являемся свидетелями ускоренного изменения не только условий и образа жизни людей, но и самого человека. Подчиняя себе мир природы, человек теряет нравственные ценности, развивается пренебрежение к миру духовному. Происходит материальное обогащение при обнищании духа, рост знания при потере мудрости.

В нравственном состоянии современного общества появилось новое и очень тревожное явление - стремление узаконить грех, создать такое общественное мнение, что поступки, которые во все времена считались безнравственными, теперь должны считаться общепринятыми и вполне приемлемыми. Мало того, подобное поведение агрессивно стало навязываться обществу.

Таким образом, налицо формирование новой системы светской «нравственности» в кавычках, в которой происходит подмена традиционных ценностей на ценности весьма сомнительные, где чёрное называется белым, зло - добром, а истина - ложью.

Идёт жёсткая и стремительная атака на семью и это не случайно - ибо разрушение семьи - означает разрушение личности и разрушение государства.

За последние 15 лет мы увидели, что 20 стран уже регистрируют однополые браки, почти в 30 странах узаконено усыновление и воспитание детей в однополых браках.

Ужасает рост детской и подростковой жестокости. Каждое заметное явление, особенно негативное, тут же становится публичным, выкладывается в интернет. Создается видимость того, что зло умножается.

Пока ещё не поздно, Церковь и школа должны объединить усилия в деле воспитания юношества. Современные вызовы: терроризм, сектантство, суицид (а Пермский край здесь один из лидеров - 12 место по России), безнравственность, глубокое проникновение в детскую среду разрушительных информационных технологий, - все это требует от нас достойного созидательного ответа.

В силу исторических обстоятельств все еще имеется некоторый страх нашего общения. Мы часто слышим утверждение о том, что наше образование светское. Мы не оспариваем это утверждение, и не хотим нарушить светскости. Содержание нашего сотрудничества нравственное и культурологическое, в том смысле, что мы не привносим в школу никакой религиозной практики.

В преподавании предмета Основ православной культуры не стоит задача воспитания прихожан кафедрального собора, это задача церковных школ. Здесь стоит задача нравственная, воспитание человека, уважающего своих родителей, старших, своих учителей, любящего свою малую и большую Родину, и просто человека воспитанного, различающего, что есть хорошо, и что есть плохо.

За прошедший год положение с преподаванием Основ православной культуры в школах региона несколько улучшается. Но если в Перми, Пермском районе, Кунгуре, Осе, Чайковском заметно потеплели отношения Церкви и светского образования, то в некоторых городах и районах, таких как Краснокамский р-н, г. Березники, г. Чусовой, Карагайский р-н, митрополии всё еще существует некий психологический личностный барьер непонимания, и здесь требуется весьма активная и творческая совместная работа нашего духовенства, православных мирян и педагогического сообщества.

Образование - это особый институт, через который проходят все люди без исключения. Так должно быть. Поэтому очень важно, чтобы наше образование имело нравственный фундамент, на котором устойчиво должны стоять учителя, родители, дети - всё наше общество.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая недавно на форуме «Вера и слово», сказал: «Информационное поле - это взрывоопасное пространство, подорваться на этом минном поле очень легко. Легко вступить на это поле: обустроенное минами поле выглядит прекрасно, если человек не знает, что в земле. Нужно чутье, должны быть способность различения духов». Патриарх подчеркнул, что «Церковь - это и есть сила, способная в своей совокупности различать этих духов».

Миссия Церкви не только в том, чтобы совершать богослужения, молиться обо всех людях - да, это, несомненно, очень важно. Но Церковь также во все времена несла Слово. Слово о душе человека, о смысле жизни, о вечных непреходящих ценностях.

Сегодня каждая школа занимается духовно-нравственным воспитанием учеников. Очень важно, чтобы оно не было формальным. Дети должны видеть образцы нравственного поведения и уметь оценивать свои поступки с точки зрения нравственных норм.

Однако, очень важно, каковы нравственные идеалы наших учителей? Современная жизнь часто не предлагает нам нравственных идеалов. И педагог не может их предложить детям. В школу сегодня приходит новое поколение учителей и родителей 90-х годов, где было крайне мало идеалов и ценностей. Для многих смысл жизни сегодня - это благополучное существование. И внешне благополучная школа выстраивает для ребёнка следующую установку - стать выдающимся человеком, знаменитым и успешным.

При этом успех - это достижение определённого уровня благосостояния. Это фундаментальный ценностный ориентир для подростков, причём, для многих приоритетный. Преувеличение значения материальных благ нивелирует желание служить ближним и Отечеству.

Имея скудные и неясные нравственные ориентиры, дети и педагоги охотно заменяют этот дефицит ложными суррогатами, наподобие так называемого праздника Хэллоуин.

Учитывая вышесказанное, зададим себе вопрос: Сможем ли мы правильно понять уроки столетия нашего многострадального Отечества, сможем ли мы объединить наши усилия и понять, что Церковь и Школа находятся по одну сторону баррикад, сражаются во имя одних ценностей: добра, нравственности, патриотизма, - от этого будет зависеть будущее нашего Отечества».

В своём приветственном слове  министр образования Пермского края Кассина Раиса Алексеевна отметила особую роль учителей в формировании нравственно-здорового и разносторонне развитого душевного мира молодого человека.

Затем игумен Митрофан (Шкурин) зачитал приветственное слово митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Протоиерей Александр Мазырин, заместитель заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета очень подробно остановился на подвиге новомучеников и исповедников Российских и красочно, и грамотно напомнил собравшимся слушателям о событиях 1917 года.

Также о подвиге пострадавших за веру Христову, в конце 30-ых годов XX столетия рассказал Игорь Петрович Гарькавый, директор МЦ «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников.

"О нравственной и духовной безопасности наших детей подробно и доступно рассказала Зимина Людмила Анатольевна, ведущий специалист телеканала "Радость моя".

В ходе мероприятия особыми наградами были отмечены лучшие учителя общеобразовательных школ, победители конкурсов «Magistra Vitae» и «Красота Божьего мира».


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст