Список альбомов:



В Доме учителя прошел семинар, посвященный нравственным ценностям и современному образованию

В Доме учителя прошел семинар, посвященный нравственным ценностям и современному образованию

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского 20 декабря в пермском Доме учителя в рамках XIII образовательных Феофановских чтений состоялся проблемный семинар «Нравственные ценности и современное образование» с участием настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, телеведущего, члена редсовета журнала «Альфа и Омега» протоиерея Алексия Уминского.

На мероприятии присутствовали священнослужители Пермской епархии, преподаватели церковно-приходских и общеобразовательных школ г. Перми и Пермского края, насельницы монастырей и другие неравнодушные слушатели.

В ходе мероприятия гость из Москвы рассказал участникам встречи о своем видении проблем в современной системе российского образования. О том, каковы истинные цели и задачи педагога в отношении образования и воспитания детей.

После выступления, отец Алексей ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Предлагаем вашему вниманию текст вступительного слова протоиерея Алексия Уминского, обращенного к участникам семинара «Нравственные ценности и современное образование»:

«Сегодня наше общество столкнулось с колоссальной проблемой – размытием значения очень многих фундаментальных понятий. Сегодня очень трудно говорить о вещах и явлениях, которые имели свое четкое понимание и значение еще несколько лет назад. Все стало относительным, имеет несколько толкований, подвергается сомнению и имеет несколько значений. Каждое слово может быть оспорено.

Кроме этого, сегодня учитель стоит перед очень большой проблемой еще и вот почему – стандартизация образования требует от него, как специалиста, не преподавания, а предоставления «образовательного продукта». Все учителя сегодня оказались «продавцами» образования. Изменение функции учителя во многом изменило и вектор деятельности педагогов. Электронные журналы, ЕГЭ и т. п. ограничили сферу деятельности педагога. Учитель оказался не в той ситуации, к которой готовил себя много лет, обучаясь в ВУЗе. Он готовил себя к тому, чтобы говорить о вещах настоящих, глубоких, сущностных, а ему предлагают выдавать лишь некий образовательный продукт, некую образовательную схему. Сегодня образование не сопровождается воспитанием.

Перед каждым учителем стали вопросы, на которые он должен ответить. Согласен ли он с тем, чтобы выполнять только функцию предоставления образовательного продукта или нет. Приложит ли он какие-либо усилия для того, чтобы наполнять образование человеческим содержанием.

Задача современного мира – «создать» человека готового к конкурентоспособности, готового использовать свой ум (который равен интеллекту) в достижении собственных целей, главной из которой является успешность. Ум, данный человеку от Бога, воспринимается исключительно как интеллект, как некий бизнес-проект. Интеллект – это собственность человека. В зависимости от того, как человек этой собственностью распорядится и будет определен критерий его успешности. Если человек хорошо им распорядится – значит, этот человек успешный, если плохо, то значит, он, на языке современной молодежи –  «лузер» (неудачник). Есть такая американская пословица: If you're so smart, why are you so poor («если ты такой умный, то почему такой бедный»). И, вот, сегодня российское образование построено таким образом, чтобы интеллектуальная собственность ребенка, подростка, студента активно действовала в пользу достижения успешности.

Я хотел бы привести вам цитату преподобного Антония Великого – святого, первого монаха в истории Христианской Церкви. Антоний был образованным юношей, происходил он из богатой семьи. Он рано осиротел и на его попечении осталась сестра. Однажды находясь на богослужении, он услышал евангельский отрывок в котором рассказывалось об одном богатом юноше, который подошел ко Христу и спросил Его: что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную. Христос ответил ему: ты знаешь заповеди – исполняй их. Юноша сказал: я все исполнил от юности моей. Тогда Христос сказал ему: оставь все и следуй за мной. Богатый юноша в печали отошел от Христа, потому что у него было большое имение. У Антония тоже было большое имение, и он вдруг понял, что эти евангельские слова про него. Он оставил все. Он оставил сестру на попечение хороших людей, оставил все свое богатство и ушел в пустыню, полностью посвятив себя молитве. Оказалось, что живя в пустыне наедине с Богом, он обрел великую мудрость в понимании самого себя, в понимании человека как человека. Преподобный Антоний сказал такие слова: «Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми».

Мне кажется, что эти слова святого могут стать очень важным путеводным сигналом. Что бы учитель ни делал, что бы он ни преподавал, каким бы образом ему не навязывали различные структуры, рамки, темы, шаблоны и т. д., если он будет помнить эти слова, то он будет правильно ориентирован. Потому что уму научить можно только того, кто способен различать добро и зло. Уму можно научить только того, кто по-настоящему может отделять хорошее от плохого. Если человек это не умеет, то его интеллект станет страшным орудием извращенности, злости, хитрости и лукавства. И то, что он с таким усердием преподает детям, для их «успешности» обернется в конечном итоге против них самих и против нас. Поэтому задачей педагога всегда остается одно и то же – учить наших детей различать добро и зло. Учить наших детей жить по совести.

Сирийский подвижник VIII века, писавший на арабском языке - преподобный авва Дорофей говорит, что совесть есть некая искра, которая дана человеку от Бога, которая учит различать добро и зло. Эта искра просвещает человека изнутри. Нет человека, в котором не было бы совести. Не важно, верующий он или неверующий, христианин он или не христианин, имеет он отношение к Церкви или нет. Люди так сотворены Богом, что совесть есть в каждом человеке. Задача учителя – помочь ребенку, чтобы эта совесть в нем шевелилась, чтобы совесть в нем постоянно жила.

Если у вас есть возможность, то я очень советую почитать книгу преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Казалось бы он жил много веков назад, писал на арабском языке, но когда читаешь его, складывается впечатление, что он пишет о сегодняшнем дне, простым, понятным языком.

Как получается, что совесть в человеке засыпает и засыхает? Авва Дорофей пишет, что это происходит от пренебрежения в малом. «Ну, что за малость, если я скажу какое-то слово? Ну, что за малость, если я послушаю такую-то вещь? Ну, что за малость, если я себе позволю посмотреть на что-то? Ну, что за малость здесь? Ну, что за малость там?», - оправдываем мы себя. Но от пренебрежения в малом происходит омертвение совести. Такая простая педагогическая методика, данная святыми отцами – научить наших детей верности в малых делах. Этому необходимо учить себя, своих детей и детей в школе. Учить не пренебрегать малыми делами, не оправдывать себя в малых преступлениях. Я имею ввиду преступления не с точки зрения уголовного кодекса, а действия преступления дозволенного. «Ну, подумаешь», – говорят наши дети – «что такого-то я сделал? Все так поступают». И мы теряемся перед таким ответом, потому что действительно есть вещи гораздо более страшные, но если с самого начала мы начнем обращать внимание на малые дела, с точки зрения этики, то есть хорошо это или плохо, то из малых добрых поступков вырастет человек. Потому что все мы не герои, мы не являемся Юрием Гагариным или Валентиной Терешковой. Мы не поднимаем больших тяжестей, не совершаем мировых рекордов, не летаем в космос и не совершаем чудес. Мы живем маленькой человеческой жизнью. Каждый наш день состоит из маленьких наших поступков. И каждый день, мы  делаем свой маленький выбор. Задача взрослых – научить детей не каким-то колоссальным вещам а простому малому выбору. Это всегда будет задачей педагога, в какое бы время он ни жил.

 

Ольга Троицкая

 


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст