Список альбомов:



Что такое духовная консистория и зачем она нужна?

Что такое духовная консистория и зачем она нужна?

В 1796 году Пермское наместничество переименовали в губернию, а 16 октября 1799 г. по представлению Синода императором Павлом I был подписан Указ о создании Пермской епархии. Торжественное открытие епархии состоялось 4 марта 1800 года. Новая епархия была сравнительно невелика, включала 12 городов с уездами, в ней насчитывалось всего 393 храма, причем во многих из них не хватало священнослужителей.

 

Управлением епархий ведали особые учреждения – духовные консистории, созданные в 1744 году.

22 марта 1829 г. епископ Пермский и Екатеринбургский Мелетий обращается с ходатайством к губернатору Тюфяеву о строительстве здания для Пермской духовной консистории. Но этот вопрос тогда так и не решили, не смогли найти подходящего места для строительства здания. Спустя десять лет, в 1838-1839 гг. в канцелярии обер-прокурора Синода вопрос о постройке дома для духовной консистории в Перми решился положительно и был составлен проект строительства здания консистории.

По уставу 1883 года, действующему и поныне, «духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией», она находится в ведении Св. Синода, принимает от него указы, и «кроме Синода и епархиального архиерея никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства». Консистория делится на присутствие и канцелярию. Присутствие состоит из представителей монашествующего и белого духовенства, число которых определено по штатам, но, в случае надобности, назначаются еще члены, которых представляет епархиальный архиерей на утверждение Синода.

Чем же занимались духовные консистории?

На консисторию были возложены разные функции. Важнейшими из них являлись охрана и распространение православной веры, контроль над состоянием церковно-приходских школ и училищ, борьба с расколом и обращение иноверцев в православие. Консистория занималась благоустройством и сооружением церквей, осуществляла надзор за хозяйственным управлением монастырей. Она была уполномочена избирать и определять духовных лиц на места и должности, принимать в духовное звание, утверждать церковных старост, рассматривать сведения о пострижении в монашество и др.

Консистория осуществляла также епархиальный суд. Свои функции консистория осуществляла через духовные правления, благочинных, настоятелей монастырей. Согласно Духовному регламенту 1841 года духовные правления обязывались бороться с расколом, проводить освидетельствование церковных построек. Благочинные следили за деятельностью подведомственных приходов, доводили до них распоряжения властей. В конце каждого года благочинные составляли отчеты о состоянии своего округа, которые направлялись в консисторию. В них характеризовалось не только духовенство, но и паства, сообщалось о состоянии школ, больниц, богаделен при церквах, о ведении церковной документации, в том числе метрических книг.

В 1843 г. на месте, где ранее размещалось ветхое и пришедшее в негодность здание духовной семинарии, специально для консистории было возведено новое двухэтажное каменное строение, спроектированное архитектором Пермской казенной палаты И. А. Кругляшовым. Оно было обнесено металлической решёткой с каменным фундаментом.

В 1897 г. здание консистории было отремонтировано.

В состав присутствия на общественных началах входили представители духовенства, которых назначал епархиальный архиерей из числа наиболее образованных и опытных священнослужителей, отличавшихся примерным поведением. Ведение делопроизводства консистории возлагалось на канцелярию, возглавляемую секретарем. Секретари канцелярий являлись ключевой фигурой любой консистории, поскольку назначались на эту должность не епархиальными архиереями, а Святейшим Синодом из числа светских людей. Один из исследователей писал, что «в масштабе епархии секретарь консистории являлся маленьким подобием обер-прокурора при Синоде».

Как правило, секретари Пермской консистории были достаточно образованными людьми. Четверо из них в разное время редактировали «Пермские епархиальные ведомости». Среди сотрудников Пермской консистории были и выдающиеся священнослужители, впоследствии прославленные Церковью в чине новомучеников.                  

Одним из таких ярчайших пастырей и проповедников, трудившихся в свое время в Пермской консистории был Леони́д Все́володович Черепа́нов, впоследствии епископ Лев.           

Будущий епископ родился в семье священника Всеволода Михайловича Черепанова. Окончил Пермскую духовную семинарию (1909). Был рукоположен во священника. Служил в Оханске и Перми, затем в Скорбященской церкви женского монастыря в городе Нижнем Тагиле. Избирался благочинным Тагильского округа. Был одним из самых горячих и энергичных проповедников Нижнего Тагила, знатоком церковного пения. В начале 1920-х годов приложил немало усилий, пытаясь препятствовать закрытию Скорбященского монастыря. Овдовев, был пострижен в монашество. Вместе со своим отцом, протоиереем В. М. Черепановым, активно боролся с обновленческим движением, 6 декабря 1922 г. собрание духовенства и мирян Нижнего Тагила постановило избрать его епископом.                                                                                            

С 26 января 1923 г. — епископ Нижне-Тагильский, был рукоположен в Уфе архиереями, ранее поставленными епископом Андреем (Ухтомским). В июне того же года был арестован, находился в заключении в Москве в Бутырской тюрьме. В обвинительном заключении, в частности, говорилось: «Деятельность еп. Льва против обновленцев простирается на весь Урал и Приуралье. К нему присоединились города Шадринск, Оханск, Оса и даже Екатеринбург. Эти города посылают к епископу Льву своих делегатов для личных с ним переговоров… Слова и речи епископа Льва развозятся делегатами по всему Уралу и делаются достоянием народа. Дело епископа Льва, как старорежимного архиерея, врага всяких новшеств, растет, ширится и укрепляется…».                                                  14 декабря 1923 г. постановлением коллегии ОГПУ был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию. С конца 1923 г. до 1926 г. находился в ссылке в городе Полторацке (ныне — Ашхабад). Вместе с владыкой Андрем (Ухтомским), также находившемся в ссылке в Средней Азии, участвовал в мае 1925 г. в тайных епископских хиротониях. В 1926 г. арестован в ссылке. Приговорён к дополнительному сроку ссылки — вновь на три года. Переведен в город Казалинск, затем — в Чарджоу.                                           

В 1927 г. был назначен епископом Алма-Атинским и Туркестанским. До этого в Алма-Ате в течение девяти лет не было правящего православного архиерея (после гибели епископа Пимена (Белоликова)), а епископскую кафедру занимали обновленцы.                          

В 1929 был арестован в Алма-Ате. Ему ставили в вину проповедь, в которой он, в частности, говорил: «Нынешний день установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Мы в настоящее время забыли про них, про этих героев духа. Мы увлеклись другими героями — героями современности: героями воздухоплавания, героями цирка, театра, музыки. Героями Льва Толстого и Максима Горького. Знаем их отлично, рассуждаем, разбираем их. Увлечены чтением Карла Маркса, Энгельса, Ленина, — цитируем их, а героев духа забыли». Кроме того, он был обвинён в организации протеста против закрытия храма свт. Алексия, которое было произведено в нарушение закона по устному требованию местных властей. Приговорён к трём годам заключения в лагере.         

С 1930 г. находился в Усть-Сысольском лагере в Коми. После освобождения, с 11 августа 1933 г. — епископ Ставропольский. В 1934 г. вновь арестован, 31 августа 1935 г. приговорен по ст. ст. 58-10 и 11 УК РСФСР к 5 годам исправительно-трудового лагеря. В 1935-1937 гг. находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).                   

В 1937 г. переведен в лагере на тюремный режим.  10 ноября 1937 г. приговорён к высшей мере наказания.  8 декабря 1937 года расстрелян.

Ещё одной знаковой личностью, трудящейся целых 13 лет в Пермской консистории был священномученик Алексий Будрин. Он родился в 1861 году, в Перми, в семье священника. Получил духовное образование, женился и сам стал священником. Служил отец Алексий в Красноуфимске. Кроме того, он преподавал Закон Божий в городских училищах, в том числе созданных для башкирских детей. Видя деятельный характер молодого пастыря, его уже через четыре года перевели в Пермь, где Будрин прослужил восемнадцать лет. Затем он вернулся в Красноуфимск в качестве благочинного округа и председателя Епархиального училищного совета. В двенадцатом году протоиерея Алексия Будрина избрали от Пермской губернии в Государственную думу четвертого созыва. Он был представлен императору, а через год награжден орденом Святого Князя Владимира четвертой степени. В восемнадцатом году по краю прокатилась волна крестьянских восстаний против новых властей. Но единства в народной армии не было, большевикам удалось подавить восстания, начались репрессии. Был арестован и протоиерей Алексий Будрин. В вину ему было поставлено членство в Государственной Думе – «это единственное обвинение, какое они могли предъявить ему», – писали потом в одной местной газете. Священник был расстрелян.

Но вернемся всё же непосредственно к истории самого здания, в котором располагалась Пермская консистория. Октябрьский переворот 1917 г. привел к расколу Русской Православной Церкви. Часть представителей Церкви встала на путь непримиримой борьбы с идеологией и практикой большевизма. 30 июня 1918 г. на основании постановления Священного Собора, и в согласии с мнением объединенной комиссии представителей Пермского горсовета и Архиерейского дома, Пермская духовная консистория была преобразована в Пермский епархиальный совет с передачей всех дел, имущества и документов архива.

Однако, начавшаяся в стране гражданская война, тотальное преследование со стороны органов государства представителей Русской Православной Церкви, привели к фактическому разгрому РПЦ и отчуждению ее имущества. Во время гражданской войны многие здания в Перми были заняты госпиталями и лазаретами. В доме бывшей консистории располагался околоток территориального полка, нечто вроде военной поликлиники.

После окончания гражданской войны в этом здании разместилось «Пермское Окружное Архивное бюро, а в 1934 г. в здание бывшей консистории переехал художественный техникум, ранее располагавшийся по адресу ул. Ленина, 29. Этот техникум воспитал многих замечательных художников, скульпторов, преподавателей рисования и черчения. В 1940 г. домовладение на углу улиц Оханской и Орджоникидзе, 2а/6 находилось в пользовании военной прокуратуры. В 1949 г. здание пустовало, здания, построенные на соседнем земельном участке, находились в пользовании городской электростанции.

С 1952 г. бывшее здание консистории находилось в пользовании областной спецбольницы. В 1954 г. в здании был проведен капитальный ремонт с целью переоборудования его под больницу, с подключением к городскому водопроводу, канализации и центральной системе отопления (голландские печи не были выломаны и оставлены, как декоративный элемент). В 1981 г. здание было передано на баланс областного врачебно-физкультурного диспансера. Это учреждение располагается в здании и сейчас.

20 мая 1993 г. решением Малого Совета Пермского Облсовета № 683 здание было объявлено памятником архитектуры и градостроительства.

Использованы материалы О.Д. Гайсина


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст