Список альбомов:



ФЕНОМЕН ПЕРМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

ФЕНОМЕН ПЕРМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

 

  Ольга Михайловна Власова - заслуженный работник  культуры Российской федерации, доцент  кафедры живописи и композиции Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, доктор  искусствоведения, автор  книг и публикаций о пермской деревянной скульптуре. Много лет она возглавляла отдел русского искусства Пермской государственной художественной галереи, где хранится большая коллекция пермской деревянной скульптуры. Нам захотелось рассказать читателям об этом  уникальном явлении, и  мы попросили Ольгу Михайловну дать нам интервью.

 

 - Ольга Михайловна, что из себя представляет пермская деревянная скульптура, какую значимость она имеет для культуры Пермского края и России?

 

- Пермская деревянная скульптура является частью русской храмовой пластики, которая была распространена повсеместно от Пскова до Красноярска. Это было огромнейшее явление русской художественной культуры. Деревянная скульптура, так же как и иконопись, дошла до нас в очень малых количествах.

 

После революции, когда многие храмы и часовни были закрыты и разорены, ценители русского искусства начали собирать деревянную скульптуру, спасать ее. Пермской коллекции очень повезло, потому что Николай Николаевич Серебренников  - искусствовед, энтузиаст музейного дела - вместе с первым директором, основателем Пермской художественной галереи  Александром Константиновичем Сыропятовым  собрали на территории Пермской области 280 экземпляров скульптуры, вырезанной из дерева, в основном из сосны. Найденные экземпляры были размещены в галерее. Позже они стали доступны широкому кругу людей. Сейчас эта коллекция насчитывает более 400 памятников  и считается одной из лучших в России. Пермская коллекция уступает только центральным коллекциям Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и музеям Московского Кремля.

Пермская коллекция отличается большой целостностью и своеобразием. Своеобразие ее заключается в том, что почти все памятники изготовлены на территории Пермского края, и  в основном относятся к одному временному периоду - это конец XVII – начало XX века. Создание памятников деревянной скульптуры именно в это время было связано с развитием Пермского края. Как мы знаем, христианизация здесь шла довольно долго, в несколько этапов. Каменные храмы появились достаточно поздно, в конце XVII – начале XVIII века. Самый большой расцвет пермская скульптура пережила в конце XVIII –первой половине XIX века, когда возводилось особенно много храмов и часовен. Необходимо было украшать их иконами, скульптурами, предметами прикладного искусства. Это был храмовый комплекс искусств, где скульптура играла ту же роль, что и икона. Наравне с ней скульптура выполняла роль молельного образа. В основном скульптурой украшали иконостас, особенно центральную вертикаль,  - от Царских врат до распятия, которое венчает его.

Больше всего памятников из деревянной скульптуры до нас дошло именно распятие, их более 100 в пермской коллекции. Иногда распятие исполнялось с предстоящими – Пресвятой Богородицею и апостолом Иоанном Богословом. Такое большое количество распятий, дошедших до нас, связано с тем, что резное распятие было узаконено церковными канонами. Например, есть замечательный экземпляр распятия, привезенного из Чердыни. Это большая скульптура, великолепного исполнения. Также много маленьких фигур святителя Николая. Все памятники привезены  в основном из северных регионов Пермского края, и это закономерно, потому что традиция деревянной скульптуры к нам пришла с русского севера. Позже  эта традиция приходит к нам и из центральной России. Через Прикамье она шла по сибирской магистрали в Зауралье, в Сибирь, до Красноярска, где встречаются весьма похожие по исполнению скульптуры.

Пермская деревянная скульптура очень эмоциональна, очень сосредоточенна, очень глубока. Заметно, что мастер очень переживает при воплощении высоких христианских образов. Конечно, эти скульптуры являются замечательной работой, они вырезаны исключительно профессионально. Некоторые люди считают, что деревянная скульптура исполнена народной резьбой, доступной практически каждому. На самом деле  над ее исполнением работали большие профессионалы. Скорее всего, это были потомственные мастера, которые учились у своих дедов и прадедов. Существовали целые династии резчиков, корни которых уходят  в средневековье. Работа исполнялась не одним мастером, а целыми артелями. И, конечно, в них не было случайных людей, с улицы. Это были хорошо оснащенные мастерские, в которых работали очень квалифицированные мастера. В каждой артели был «рез первой руки», то есть ее глава, который исполнял самые сложные элементы, завершал работу над скульптурой. Ему подчинялось несколько человек, которые учились у него. Артель могла переезжать из одного места на другое, из одного района в другой, иногда артели могли приезжать и в другой регион. Мастера различных артелей общались между собой, а где-то даже конкурировали.

 

- В каких районах Пермского края было собрано наибольшее число единиц коллекции? Где наиболее была распространена храмовая деревянная скульптура?


 

- Географически, это, конечно, север Пермского края, откуда началась христианизация нашего региона. Юг Прикамья довольно поздно начал осваиваться в экономическом и торговом плане. Самые крупные центры деревянной скульптуры – Чердынь, Соликамск и Усолье. Из южных районов – Кунгур. Другие районы юга Прикамья практически ничего не представили в коллекцию Пермской художественной галереи (ПГХГ).

Самая большая коллекция пермской деревянной скульптуры хранится в нашей галерее. Отдельные экземпляры хранятся в Пермском краеведческом музее, есть несколько экземпляров в Березниковском и Чердынском музеях. Что-то  сохранилось в действующих храмах Пермской митрополии - в основном это напрестольные распятия или изображения отдельных святых: Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова, святителя Николая. Встречаются скульптуры из иконостаса, ангельский чин – херувимы, серафимы, ангелы с рапидами, ангелы со свитками. Такие отдельные осколочки от того большого ансамбля, который когда-то существовал в храме...

 

- Можно ли назвать пермскую деревянную скульптуру переходной формой от язычества к христианству?

 

- Нет, нельзя.  Языческая скульптура - это абсолютно другое искусство. В ней заложен другой смысл, другая пластика. Она не имеет в себе тех элементов, какие имеет наша пермская деревянная скульптура. Христианская скульптура имеет в себе настолько высокий образ и прием, что с язычеством там никаких связей нет. Конечно, в бытовой скульптуре были какие-то элементы язычества, потому что оно сохранялось в реликтовом плане очень долго.

 

Есть часть людей, которые воспринимают храмовую пластику безассоциативно, то есть не как образ Бога, а как само божество, но большинство людей, конечно, воспринимают ее правильно - как икону и с почтением к ней относятся. Мы много раз были в экспедициях по Пермскому краю и замечали, что жители того или иного района очень трепетно относятся к деревянной скульптуре, берегут ее. Кто-то даже спасал ее, сохраняя у себя дома, то есть почитают ее наравне с иконой. В Синодальный период было несколько указов о запрете деревянной скульптуры, потому что ее почитание приравнивали к языческому поклонению, а с другой стороны - к католической традиции. Но наша скульптура является феноменом сугубо православным. Храмовая скульптура традиционно всегда была распространена в России. Ею украшался и внешний, и внутренний вид храма. При желании можно найти какую-то аналогию с язычеством в стилистическом плане, но по смыслу это совершенно другие образы. 

 

 - Пермская коллекция деревянной скульптуры собиралась на протяжении всего XX века. Кто занимался ее формированием?

 

 - Первым собирателем коллекции стал Николай Николаевич Серебренников. При нем было  найдено 280 фигур, а остальную часть коллекции собирали экспедиции ПГХГ. На сегодняшний день уже практически не осталось памятников деревянной скульптуры в населенных пунктах Пермского края. Все дошедшие до нас экземпляры уже собраны. Небольшая часть памятников хранится в частных коллекциях.

 

- Можно ли встретить элементы пермской деревянной скульптуры в  коллекциях скульптуры других городов?

 

- Да. Например, в Донском ставропигиальном мужском монастыре в Москве находится распятие, практически один в один схожее с самым большим распятием нашей коллекции, которое привезено из Усолья. Из этого можно сделать вывод: что-то к нам приходило из московских, а позже из санкт-петербургских мастерских.

 

- Спасибо Вам, Ольга Михайловна,  за интересную беседу.

 

Вопросы задавала  Ольга Троицкая


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст