Список альбомов:


Нужна помощь!

История иконостаса Спасо-Преображенского собора города Перми 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


История иконостаса Спасо-Преображенского собора города Перми

 

История иконостаса Спасо-Преображенского собора города Перми

 

 

В середине октября в здании Спасо-Преображенского собора, где сейчас располагается Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ), открылась выставка «Храм-галерея: соборное единение 85 лет».

 

ПГХГ представила выставку нового музейного формата, когда объектом выставки стало само здание Спасо-Преображенского собора г. Перми, которое является памятником архитектуры и церковного убранства ХVIII вв.

 

​По словам организаторов, эта выставка проходит в канун переезда Пермской государственной художественной галереи в новое здание. Организаторы также отметили, что данная выставка, кроме смыслового характера, выполняет еще одну важную функцию – она показывает, что между ПГХГ и Пермской митрополией Русской Православной Церкви существует тесная связь и здоровые взаимоотношения.

Прощаясь со зданием Спасо-Преображенского собора, научные сотрудники галереи оставляют нематериальное наследие – результаты многолетних исследований по истории архитектуры и интерьерного убранства Спасо-Преображенского собора, впервые представленные широкому кругу посетителей. При этом точка в изучении архитектурного комплекса кафедрального собора не поставлена, научные исследования сотрудников ПГХГ продолжатся и после переезда галереи.

Нам удалось встретиться и пообщаться с автором выставки, заведующей отделом декоративно-прикладного искусства ПГХГ, преподавателем Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Александрой Ивановной Пестовой.

Темой нашей беседы стал иконостас Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, некогда принадлежавший Спасо-Преображенскому Пыскорскому Ставропигиальному мужскому монастырю.

- Александра Ивановна, расскажите, как иконостас Пыскорского монастыря оказался в Пермском Спасо-Преображенском соборе?

Иконостас оказался в Перми вместе с переводом сюда Пыскорского Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря. История Пыскорского монастыря достаточно длинная, насчитывает несколько столетий. Во второй половине XVIII века произошли коренные изменения в жизни обители – ее перевели в Пермь. Причиной этому стало несколько важных событий. Это и реформа императрицы Екатерины II, о секуляризации всех церковных земель, когда монастырь потерял все свои былые полномочия. Это и учреждение в 1781 году наместничества в Перми. Много проблем возникло и в самом монастыре, в связи с его первым переводом на берег реки Лысьвы, по причине обрушения купола главного монастырского храма.

Во второй половине XVIII века стал вопрос о том, будет ли существовать этот монастырь или его упразднят. После учреждения в Перми наместничества был издан указ императрицы Екатерины II о переводе Пыскорского монастыря в Пермь с сохранением прежнего названия – Спасо-Преображенский. Штат Пыскорского монастыря был переведен в Соликамский монастырь.

Долго решался вопрос о том, как технически осуществить перенос монастырского имущества. В итоге утварь и части монастырских строений сплавили на барках по Каме. Первым делом была перевезена ризница монастыря. Затем стали переправлять имущество и кирпичи, которые были получены от разобранных монастырских зданий. На протяжении двенадцати лет осуществлялся перевод монастыря в Пермь. Конечно, не надо думать, что в Пермь перевезли все имущество богатейшего на тот момент монастыря России. Кое-что из имущества Пыскорского монастыря было передано в другие монастыри и храмы Прикамья. Но большая часть все-таки была перевезена в Пермь.

В Перми сначала были построены архиерейский дом и братский корпус. К 1794 году весь монастырский комплекс уже был построен. Стала необходимость постройки монастырского собора. В 1795 году был заложен первый храм, строительство которого закончилось лишь через двадцать четыре года. В 1819 году было завершено строительство холодного Спасо-Преображенского собора. Через год был освящен теплый Свято-Стефаниевский храм. Таким образом, было построено два монастырских храма.

С образованием Пермской епархии в 1799 году, собор стал иметь статус кафедрального. Строящийся монастырь был преобразован в архиерейский дом. Так закончилась история Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. История длинная, интересная и многообразная.

Вместе со строительным материалом из Пыскора был привезен замечательный иконостас. Его разобрали и сплавили по реке. Иконостас двадцати двух метров в высоту и двенадцати с половиной метров в ширину невозможно было транспортировать целиком. Поэтому его пришлось разбирать и переправлять в разобранном виде.

Известно, что при установке в Перми, иконостас подновляли. В этом процессе, согласно архивным материалам, принимали участие кунгурские резчики по дереву. Перевозка иконостаса по реке отразилась на его состоянии. Необходимо было заменить его поврежденные части. В Перми иконостас заново покрыли золотом. Сейчас многие детали иконостаса сильно потерты, во многих местах утрачено золотое покрытие.

- Когда иконостас переправляли в Пермь, какие его элементы были утрачены?

Письменно нигде не было зафиксировано, что при транспортировке иконостаса в Пермь его элементы были утрачены. Но мы можем заметить повреждения на иконостасе. Известно, что были проведены поновления после его установки в Перми.

- Расскажите, пожалуйста, где был изготовлен иконостас, и какой материал использовался при его изготовлении?

По стилистическим аналогиям и по уровню художественной резьбы элементов иконостаса можно предположить, что он был выполнен пыскорскими мастерами. В архиве удалось найти разрозненные данные, указывающие на это. В Пыскоре существовали мастерские, где обучали иконописи и резьбе по дереву. Вероятно и в самом Пыскорском монастыре, с его огромным штатом насельников, существовали собственные мастерские.

Иконостас изготовлен в стиле барокко середины XVIII века. Блестяще выполнена резьба иконостаса, иконографические образы, прекрасно выполнено золочение. Золочением занимались мастера особой привилегии, которые умели наносить ценный металл на поверхность. Иконостас претерпел влияние и московской школы искусства. Известно, что архимандрит Иуст, в свое время назначенный наместником Пыскорского монастыря, многое изменил в устроении обители. Изменениям подверглась ризница монастыря, были внесены изменения в иконостас и в архитектуру. Архимандрит Иуст пытался все преобразовать в «духе» своей эпохи.

В исполнении иконостаса Спасо-Преображенского собора присутствуют технологии, которые применялись при изготовлении иконостасов для столичных храмов. Здесь же присутствуют особенности, которые можно было найти в исполнении иконостасов храмов Поволжья. У Пыскорского монастыря были свои подворья в центральной России. Архимандриты, которые поставлялись в Пыскорский монастырь, были уроженцами разных областей и стран, например архимандрит Иуст, имел польские корни, все это оказывало определенное влияние.

Очень сложно определить, из какого дерева изготовлен иконостас. Есть версия, что при изготовлении были использованы следующие материалы: сосна, липа, ель и кедр. Некоторые узорчатые элементы, по словам реставраторов, выполнены из липы, потому что это наиболее «податливый» материал. Для изготовления основы иконостаса, скорее всего, использовали кедр и сосну. В иконостасе есть своя особенность: вся резьба выполнена наложением, за исключением верхнего яруса.

- Александра Ивановна, что именно изменилось в иконостасе после его установки в пермском Спасо-Преображенском соборе?

Например, местный ряд икон был украшен дорогими ризами. Они были установлены в 30-е годы XIX века. Согласно архивным материалам, изготовлены эти ризы были в Москве. До настоящего времени из всех риз сохранилась только одна. Сейчас она находится в запасниках ПГХГ. Это риза с иконы Ветхозаветной Троицы («Гостеприимство Авраамово»). Риза изготовлена из серебра. Она выполнена первоклассными мастерами ювелирного дела – очень тонкая и высокоискуссная работа. Ранее риза была украшена драгоценными камнями. В связи с активной антирелигиозной волной 20-30-х и 50-х гг. XX века из иконостаса были демонтированы все серебряные ризы. Каким образом удалось спасти одну из них – не известно. Сам иконостас Спасо-Преображенского собора сохранился чудом. Это заслуга Николая Николаевича Серебрянникова, искусствоведа, первого собирателя пермской деревянной скульптуры.

Когда стали делать перепланировку помещения кафедрального собора под нужды галереи, в частности устанавливать перекрытия между этажами, то стал вопрос о ликвидации иконостаса. Тогда Н. Н. Серебрянников его отстоял. Сейчас специалисты говорят о том, что иконостас Спасо-Преображенского собора – уникальный памятник интерьерного убранства храма не только в масштабах Западного Урала, но и в масштабах всей России, потому что подобных памятников – единицы. Надо отметить, что он достаточно хорошо сохранился. Даже если в нем имеются какие-либо повреждения, то все они поправимы.

- Александра Ивановна, расскажите пожалуйста о иконах, которые находятся в иконостасе.

Особенность икон, входящих в состав иконостаса Спасо-Преображенского собора заключается в том, что они написаны на манер итальянской живописи. Безусловно, период петровской эпохи был ориентирован на Запад. Во второй половине XVIII века уже была открыта Петербургская Академия художеств, которая также ориентировалась на западное искусство. Для провинции такое письмо было достаточно ново. В эту эпоху, как правило, в удаленных от столицы городах в иконописи присутствовало мало отступлений от церковных канонов. Здесь же мы видим много подобных отступлений. Образы выполнены в традиции академического итальянского письма - многофигурные, многоплановые композиции,  используется свето-теневая моделировка. Такое исполнение сложно для любого мастера. Для провинции второй половины XVIII века это было новшеством. Мы знаем, что во второй половине XVII века русский иконописец Симеон Ушаков уже вводил свето-теневые приемы в иконописи. Его письмо было запрещено Стоглавым собором.

До передачи здания Спасо-Преображенского собора под нужды галереи иконы вряд ли могли поновляться, но какие-то работы связанные с укреплением икон в иконостасе могли производиться. В XX веке Пермской художественной галереей было проведено две реставрации: в 1961 и в 1966 гг. Во время реставрационных работ некоторые иконы были укреплены, а некоторые были прописаны. Отдельные иконы подверглись тщательной реставрации. Одна из таких икон – Вознесение Господне, из местного ряда иконостаса. Со слов реставратора, работы проходили с учетом всех требований, которые предъявляются к реставрации памятника древнерусского искусства.

После реставрации 1966 г. в Пермь приезжали специалисты из Москвы, которые занимались деревянными элементами иконостаса. Ими, с помощью алебастра, были восстановлены утраченные фрагменты ажурной резьбы. Надо сказать, что восстановленные элементы имеют достаточно грубую форму.

Надеюсь, что в будущем, грубые элементы будут заменены более изящными, выполненными из оригинального материала. Некоторые элементы, изначально принадлежащие иконостасу, были демонтированы в целях безопасности, например фигурные образы херувимов и серафимов, в том числе композиция над Царскими вратами. Сейчас они хранятся в коллекции деревянной скульптуры ПГХГ. Были сняты с петель северные и южные врата. Сейчас они также хранятся в запасниках.

Что касается самих икон, на некоторых из них можно увидеть латинские инициалы. Проведя исследовательские работы, я склоняюсь к тому, что они принадлежат известному столичному мастеру иконописи и живописи Василию Василевскому, который работал по заказу Церкви и императорского двора. Он был достаточно известным мастером в России. Вероятно, Василевскому принадлежит и разработка макета иконостаса. Достоверно это не известно. Очень часто иконописцы сами создавали макеты иконостаса, в который вписывались ими написанные образы.

По стилистики написания все образы иконостаса можно разделить на три группы. Не все иконы принадлежат письму одного мастера. Остаются неизвестными авторы отдельных икон местного чина, икон, украшающих Царские врата. Совершенно иная стилистика икон присутствует на северных и южных вратах. Необходимо продолжать работу по изучению иконостаса.

Иконостас Спасо-Преображенского собора хранит еще много тайн.

Спасибо, Александра Ивановна, за очень познавательную беседу.

Подготовила Ольга Троицкая


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст