Список альбомов:


Нужна помощь!

Казак – это воин за Отечество и веру 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


Казак – это воин за Отечество и веру

Казак – это воин за Отечество и веру

Атаман Северо-Западного Объединенного Окружного (отдельского) казачьего общества, председатель Пермского регионального отделения ДОСААФ России Олег Иванович Салийчук рассказал нашему корреспонденту о жизни казачества в Пермском крае.

- Здравствуйте, Олег Иванович! Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы - потомственный казак?

- Да. Мой дед по материнской линии был казаком. Наш казачий род идёт из города Красный Сулин Ростовской области. По линии  отца в роду были священнослужители.

- Как вы считаете, казаки – это особый этнос?

- Казаки – это особое сословие, абсолютно уникальное. Хотя в наше время казачество - это больше образ мышления, патриотизм, вера, культурные и духовные ценности, уклад жизни.

- Вы хотите сказать, что современные казаки сильно отличаются от дореволюционных?

- Безусловно. Исконное казачество насчитывает сотни лет своей истории. За это время сложился определённый менталитет, собственная культура, экономический уклад. Из литературы мы знаем, что казаки защищали те земли, на которых они находились, где веками жили их предки. С одной стороны, они зарабатывали себе на жизнь, с другой – так они защищали защищали  свою веру и свое Отечество.

В бытность Советского Союза многие корни были утрачены, т.к. происходил процесс , названный  «расказачиванием». Кто-то пострадал от репрессий, кому-то удалось скрыться. Но при этом надо отметить, что во время Великой Отечественной войны на казачьи подразделения по-прежнему возлагались определенные задачи, т.е казаки продолжали существовать вопреки всему. Другое дело, что это были не те казаки, что раньше,однако островки казачьей культуры всё равно сохранялись. Поэтому сегодня мы переживаем острый момент становления российского казачества после нескольких десятилетий забвения. И это не так  просто. 

- Казак – это …?

- …воин за Отечество и за веру. Это краткое определение. Мы хотим видеть человека духовного, любящего и защищающего Родину, человека, исповедающего православную веру. Казак без веры - не казак. Это основа и духовного, и нравственного воспитания.

- Казак обязательно должен участвовать в церковных таинствах, или это его личное дело?

- Да, обязательно. Во-первых, по закону о казачьих обществах. И в  наших уставах написано, что члены семьи казака тоже являются членами казачьего общества. Так не бывает, что муж казак, а жена нет. Муж православный, а жена неверующая. Мы нацелены на то, чтобы брак был освящён, члены семьи были крещёными и обязательно участвовали в жизни Православной Церкви, причащались. Мы будем следить за тем, насколько наши казаки участвуют в духовной жизни. Это очень важно, иначе никакого возрождения казачества не произойдёт.

- А есть ли перспективы для скорого возрождения, о которых вы говорите?

- Перспективы хорошие. Есть разделение казачества на реестровое общество и общественные организации, исповедающие традиции казачества. Те, кто сегодня идёт в реестровое казачье общество, понимают и ответственность, и обязанности. Общественные организации – это, в основном, своеобразные клубы по интересам, участники которых предпочитают говорить об общественных проблемах, но не брать на себя ответственность за их решение. К сожалению, среди казаков есть люди, которые носят погоны, непонятно кем пожалованные, украшают себя орденами, непонятно кем выданными. Мы не разделяем казачество, мы хотим, чтоб был наведён порядок. Служба на благо родины – это реестр. Тот, кто занимается общественной работой – это казак-гражданин, но погоны и чины ему не полагаются. Таков закон. Государство уделяет этому огромное внимание. Оно вовсе не собирается всех загнать в казачье общество, но люди, желающие быть казаками и жить, как казаки, должны понимать, что их ждёт служение, регулируемое законом. Ты уже себе не принадлежишь, ты – человек государства. Многие этого не понимают: они напяливают на себя форму, но не хотят улучшатьсодержание. Пока ещё остаются в казачестве случайные люди. Исходя из этого, мы строим свою деятельность на соблюдении Указов Президента и прислушиваемся к тому, что говорит Святейший Патриарх.

- Другими словами, деятельность казачества регулируется нормативными документами?

- Да, существует около сорока законов федерального уровня,  изданных с 1991 года. Основу возрождению казачества положил Б.Н. Ельцин. Он подписал указ о реабилитации репрессированных народов, назвав в числе их и казачество. Именно этой позиции придерживаются сегодня и государство, и Церковь. Так, председатель Синодального комитета по делам казачества епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл в интервью телеканалу «Союз» от 1 декабря сего года прямо назвал казачество моноконфессиональным этносом.

- Существовали ли неправославные казаки?

- Да, существовали и существуют, но их немного, и они не были полноправной частью казачества. Эти люди, так называемые приписные казаки, привлекались только во время боевых действий.

- Есть на территории Пермского края этнические казаки? Может быть, остались те, чьи предки пришли с Ермаком?

- Есть историческое предположение, что Ермака пригласили на Урал промышленники Строгановы для охраны своих земель и заводов. Потомки остались, хотя их было немного,  около пятидесяти семей, но они постепенно расселялись. Есть в Перми и потомки казаков, репрессированных или самостоятельно переехавших в Прикамье во время гонений. Кто-то, подобно семье моей мамы, эвакуировался сюда во время Отечественной войны. По всей России после революции произошло большое смешение народов. К тому же наш казачий округ включает в себя два субъекта федерации – Пермский край и Кировскую область. Есть и уральские, и донские, и оренбургские, и волжские казаки. Мы хотим объединить все здоровые силы, всех людей, которые хотят служить обществу.

- Казачество – это труд в свободное от работы время? Он  никак не оплачивается?

- Согласно закону, труд казака на государственной службе должен оплачиваться - по договору или по соглашению. Существует служба в Вооруженных Силах, есть целые бригады, формирующиеся из казаков. Есть казаки, несущие муниципальную службу.  Большинство казаков имеют постоянную работу, они помогают нам по выходным, например  бесплатно охраняют крестные ходы, различные мероприятия – церковные и светские. Некоторые казаки занимаются общественной деятельностью по собственной инициативе. Так, в Нытве действует инициативная группа казаков, которые защищают окрестные леса и водоемы от браконьеров, уничтожают их силки, капканы и сети. Другие группы следят за порядком на улицах, борются с хулиганством и социально недостойным поведением. Порой бывает, что драчуны, готовые оказать сопротивление полицейским, слушаются казаков:  они понимают, что это – сила.

Если вольный казак приходит на государственную службу, он заключает договор, выбирает вид службы (их много – охрана окружающей среды, общественного порядка, памятников культурного наследия)  и, определившись, он должен идти и работать. Он уже не может сказать, что не хочет – он  взял на себя обязательства.

- Сколько казаков в Северо-Западном казачьем округе?

- Мы объединяем Пермский край и Кировскую область, наш устав утверждали два губернатора. Фиксированная численность членов общества - 1920 казаков без членов семей. Всего же членов казачьего общества больше – около четырех тысяч. Если казачье движение будет развиваться такими же темпами, как сегодня, то вскоре мы должны выйти на три тысячи человек – года через два. Но мы стремимся не к количеству, а к качеству наших рядов. Согласно закону, мы должны иметь фиксированную численность казачьих обществ, входящих в состав реестрового казачества: хутор – 50 человек, станичное и городское казачье общество – 200 человек, окружное – две тысячи несущих службу.

- Как Вы считаете, возможно ли в современных условиях устройство казачьих поселений?

- Вопрос непростой, так как существует слишком много нерешённых проблем. Прежде всего  надо узаконить выделение земельных наделов для казачьих хозяйств. Когда казаки поймут, что появилась возможность создавать родовые дома, поселения со школами и храмами, тогда, вполне возможно, постепенно начнут возрождаться традиционные места поселения казаков. Сегодня хутор и станица являются лишь номинальными понятиями, хотя традиционно хутор – это место закрепления казака, его малая родина. Где в городе может располагаться станица? Как таковой её не существует. И в рамках действующего закона у нас пока нет возможности для обустройства казачьих поселений.

- Как обычный человек может стать казаком?

- Быть казаком и состоять в казачьем обществе – это далеко не одно и то же. Настоящий казак должен иметь казачьи корни, воспитываться в казачьих традициях. Обычный человек может вступить в казачье общество, если ему нравится эта культура, и, возможно, он сможет основать свою династию казаков.

Мы беседуем со всеми, кто к нам приходит, даём почитать наш Устав, спрашиваем, готов ли человек его исполнять. Обязательно говорим, что казачество – это не хобби вроде кружка макраме, это образ жизни. Несмотря на достаточно суровые условия отбора, в последнее время к нам приходит молодёжь. Это вполне объяснимо: молодые люди отчаянно ищут некое наполнение своей жизни,  высший смысл, свою область действий. У них много сил и много идей, но они не знают, как их реализовать. В казачестве есть то, чего не хватает им в обыденной жизни.Казак – человек не как все. Собирательный образ казака весьма привлекателен. Молодые люди хотят подражать казакам, и это абсолютно верный путь.

Усилиями Президента и Правительства РФ возрождается уникальное сословие, аналогов которому нет нигде в мире. Казачество занимает нишу между формальным законом и национальным менталитетом. В современном российском обществе уже сложилась дурная привычка бездумно ругать государство и жаловаться на власть. А казаки тем и отличаются от остальных граждан, что, видя недостатки в окружающей жизни, ищут законные средства для того, чтобы исправить ситуацию. При этом они всегда сознают, что путь к совершенству окружающего мира лежит только через совершенствование самого себя. Хочешь изменить мир – изменись сам. И главное в этом деле – постоянная готовность к борьбе со злом, какое бы обличье оно ни принимало. Именно поэтому сегодняшнее казачество – подлинная, самая чистая форма гражданского общества, превосходящая все западные модели. Оно возникло как форма самоорганизации русского народа на основе нравственности, патриотизма и православной культуры, вобрав в себя всё лучшее, что есть в русском характере.

Сегодня казачество рассматривается государством как прообраз национальной гвардии. Казак, принявший на себя обязательства перед государством, должен быть готов в любую минуту оставить свой дом, семью, быт, работу и встать в строй, с оружием в руках отстаивая свободу и независимость нашей Родины. Поэтому в казачьем войске всегда царила железная дисциплина. Попойки и кутежи во время военных походов карались смертью. Каждый воин был собран, сосредоточен и точно знал, что ему надо делать. Были, конечно, казаки-разбойники, но их ловили и казнили свои же, чтоб они не бросали тень на всё казачество. Пытаясь воссоздать традиционное казачье общество, мы внушаем людям, что казак должен обладать развитым чувством самоконтроля.

- Существуют ли рабочие места и учебные заведения специально для казаков?

- Этот вопрос напрямую связан с воссозданием традиционных казачьих хуторов и станиц. Казачество пока что не имеет твёрдой экономической базы. Мы надеемся, что государство позволит нам создать условия, необходимые для организации казачьих поселений, казачьих учебных заведений – средних и высших. Умных и талантливых граждан нужно воспитывать с рождения и помогать им получать достойное образование. Но и сейчас все наши атаманы имеют высшее образование, высокую квалификацию, некоторые – учёную степень. Казаки не хотят видеть своими командирами малообразованных и малокультурных людей.

- Недавно Вы, Олег Иванович, лично встречались с митрополитом Пермским и Соликамским Мефодием. Что Вы можете рассказать об этой встрече?

- Нами было подписано соглашение о сотрудничестве между Пермской епархией и Северо-Западным казачьим обществом. Владыка понимает всю важность и ответственность нашей работы, он высоко ценит, что пермское реестровое казачество активно участвует во всех процессах, связанных с возрождением веры. Владыка Мефодий также предложил организовать катехизаторские курсы специально для казаков, чтобы их посещали атаманы и рядовые казаки, а  также члены их семей. Казачество должно взращивать в себе духовность, если можно так выразиться. Мы с глубоким уважением относимся к этому человеку, который, несмотря на всю свою занятость, находит время для решения вопросов, связанных с возрождением казачества на пермской земле.

- На ваш взгляд, государство больше нуждается в поддержке казаков, или казачество больше нуждается в поддержке государства?

- Это взаимная зависимость, одно без другого существовать не может. Казаки не могут обойтись без государства, потому что они – государственные люди. Казаки выходили на службу даже тогда, когда власть не обращалась к ним с призывом. Просто мы чувствуют пульс друг друга. Сегодня государство заинтересовано в становлении и развитии казачества - хотя бы потому, что при последней переписи восемь миллионов россиян в графе «Национальность» написали: «Казак».

Государство видит, что казаки – это духовно зрелые, патриотично настроенные люди, которых не надо просить – они сами готовы прийти на помощь своей стране. С другой стороны, казаки надеются, что государство в благодарность за верную службу отплатит им сторицей, как всегда бывало прежде. Другое дело, что романтическая составляющая казачьей культуры порой  привлекает авантюристов и жуликов самого разного рода. На нашем имени пытаются спекулировать, отмывать какие-то деньги. Без помощи государства нам не обойтись: законным путём бороться с этими «ряжеными» можно только при поддержке свыше.

- Сейчас казачество проходит период государственного становления. Как идет этот процесс?

- Я думаю, что всё негативное, наносное – это как пена, которую море выбрасывает на берег. Это пройдёт. Со временем произойдёт самоочищение: человек, однажды изгнанный из казачьего общества, уже никогда не вернётся обратно.  Если ты перестал быть казаком – это уже на всю жизнь. Это неписаный закон.

- Какие существуют казачьи традиции и казачьи промыслы?

- Казачьих традиций существует много: например, традиционно исповедование православной веры. Казак за другого казака и за государство жизнь готов положить. Казак заботится не только о своей семье, но и о семье другого казака, ели она вдруг лишится кормильца. Все члены казачьей общины должны чувствовать себя защищёнными.

Промыслы – всё, что связано с оружием, с разведением лошадей. Всё обмундирование для боевых действий казачья община производила сама.

- Казаками могут быть только мужчины?

- Нет, к нам приходит много девушек. Они занимаются охраной общественного порядка наравне с мужчинами. Хотя до 1917 года традиционно мужчины-казаки защищали Родину, а женщины занимались домом и детьми, но современные реалии диктуют другие условия. Многие женщины-казачки идут в учителя – и у такого учителя не забалуешь! В Чернушинской кадетской школе директор – казачка,  даже имеет чин есаула, и можете мне поверить: с дисциплиной в школе проблем нет.

- Расскажите о своих планах на ближайшее будущее.

- Прежде всего мы должны довести казачьи хутора и станицы до нормативной численности. В каждой  станице должен быть хотя бы один кадетский класс, чтобы дети наших казаков с юности могли приобщаться к казачьей культуре. Мы будем развивать и поддерживать те кадетские классы, которые уже существуют, будем помогать детям с обмундированием. Кроме того, в посёлке Новоильинский мы планируем создать казачий кадетский корпус. Нам нужно эффективное, стабильное реестровое казачье общество. Мы будем создавать сильное, самостоятельное казачество, интегрированное в современную жизнь.

Екатерина Любомирская

 

Интервью подготовлено для газеты "Голос казачества", первый номер которой, по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, сейчас готовится к печати.


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст