Список альбомов:


Нужна помощь!

«Мы должны всё время думать о том, как не потерять молодежь!» 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


«Мы должны всё время думать о том, как не потерять молодежь!»

«Мы должны всё время думать о том, как не потерять молодежь!» 

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, наш край с паломническим визитом посетил ректор православного Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев. Отец Владимир нашел время и согласился дать нам интервью.

 

- Здравствуйте, уважаемый отец Владимир! Обращаясь к Вашему опыту преподавательской деятельности (Вы читали лекции по «Пастырскому богословию»)  и большому  опыту общения с разносторонней аудиторией, хотелось бы задать вопрос: как Вы думаете, действительно ли священникам и студентам семинарии следует меньше заниматься «академической» формой, а больше упражняться в «собеседовательном» характере проповеди?

 

- Добрый день! Академическая форма была выработана тогда, когда священники совершенно не умели говорить. Ведь известно, что раньше епископы Русской Церкви запрещали священникам говорить проповеди, благословляли их только читать проповеди древних святых. И в качестве учебы, как всегда, были применены какие-то академические методы. Естественно, что проповедь должна быть живым словом, с живым обращением! Теперь, когда люди стали гораздо грамотнее, много всего знают, от священников требуется более свободное и живое общение с прихожанами. И проповедь должна быть живой, она должна отвечать на конкретные сегодняшние вопросы. Она должна быть такой, чтобы прихожане могли бы спросить священника и получить у него ответ.  

 

- Хотелось бы адресовать Вам вопрос как заместителю председателя Учебного комитета при Священном Синоде по лицензированию, аккредитации и стандартам. Появится ли в ближайшее время у выпускников духовных семинарий и академий возможность получать документ о высшем образовании, признаваемый государством и дающий право на ведении образовательной деятельности в светских учреждениях? 

 

- Для того чтобы такая возможность была реализована, все формальные условия выполнены. Сейчас каждая семинария имеет законное право получить аккредитацию (лицензию) не только для бакалавриата, но и для магистратуры. И некоторые семинарии уже это сделали. Хоть их и мало пока что, но есть. Смоленская семинария имеет аккредитованную уже магистратуру, Хабаровская семинария имеет аккредитацию (лицензию). Но для получения аккредитации (лицензии) необходимо соблюсти требования, которые сформулированы. И в принципе известно, что и как сделать. Просто должны быть созданы условия для соответствующего обучения. Должна быть разработана программа, которая удовлетворяет требованиям стандарта. Это всё можно сделать, и принципиальных здесь затруднений нет. Главное - чтобы было наличие подходящего здания, чтобы была библиотека, были преподаватели, обладающие научными степенями. 

 

- В 2010 году православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл на миссионерском факультете отделение по направлению «социальная работа». Многие церковные соцработники не могут обучаться на очном отделении. Планируется ли вашим университетом введение дистанционного обучения по этому направлению? Например, проведение выездных семинаров и лекций, организованных преподавателями ПСТГУ для работников социальных и молодежных отделов епархий?

   

- Это возможно. Но знаете – обычно принимаются меры в ответ на какой-то запрос. Если такой спрос будет, то мы, конечно, сделаем дистанционное обучение и по этой специальности. Так что нужно просто войти в контакт с нашим отделением дистанционного образования и приступить к общей работе. Мы, конечно, постараемся сделать всё, что от нас зависит,   чтобы помочь работникам социальных отделов. 

 

- Хотелось бы задать вопрос, непосредственно касающийся молодежи. Мы видим больший интерес молодых людей к участию в мероприятиях, носящих всё же  досуговый характер: будь то слеты, соревнования, фестивали и т.д. Каким образом ориентировать православную молодежь не только на досуговые мероприятия, но и на посещение церковных служб и участие в таинствах Церкви, т. е. на  полноценную церковную жизнь? 

 

- Знаете, делать хорошее дело — это всегда лезть на гору, а плохое дело — это скатываться с горы. Последнее всегда легче. Поэтому, для того чтобы воспитывать молодежь в вере и приобщить её к настоящей культуре, подлинной культуре, требуется огромный труд. Причем не разовый труд, а довольно систематический, многолетний труд. И заниматься этим должны не только убежденные, глубоко верующие, но и талантливые люди. Педагогическая работа требует таланта не в меньшей степени, чем, например, какое-либо искусство или наука. Бездарный учитель, бездарный воспитатель способны отвратить ребенка, да и не только ребенка, но и студента, от любого предмета, который он будет преподавать. Поэтому нам необходимо подбирать таких талантливых и убежденных людей. Воспитывать их, учить — это тоже очень трудное, хотя и очень актуальное дело. Ведь работа с кадрами — самая важная работа! Она у нас в Церкви не могла проводиться на должном уровне в период советских гонений. И теперь, после того как Церковь получила свободу, эта работа начинается для нас с нуля. Дурное влияние распространяется быстро, а вот как преподать, как научить всему  доброму и хорошему – надо думать. Это значит только одно: мы должны сосредоточиться на этом направлении в особенности, должны всё время думать о том, как нам не потерять молодежь!  Ведь если мы потеряем молодежь, то мы потеряем будущее. Это самая главная работа для всех нас! И для духовенства, и для преподавателей.   Актуальность и значимость этой работы не все ещё достаточно хорошо понимают. И не все государственные деятели понимают, к сожалению, насколько это важно для страны.

 Понимаете – какая ситуация в Церкви, такая же ситуация и в государстве!  У нас в стране не хватает общественных, талантливых людей, которые  убежденно делали бы свое дело, были бы верными каким-то высоким идеалам.

 

- Насколько в сегодняшних условиях для нас достижима высота жизненного подвига древнехристианских мучеников, а также новомучеников и исповедников XX века?   Когда мы говорим о них, мы зачастую прибавляем к своему повествованию слова: «Да уж куда нам, грешным, до них!». Где грань между жизнью святого  и реальной возможностью для любого современного человека  уподобиться им?

 

- Конечно, герои, подвижники всегда были и всегда будут, и в наше время они есть. Если случится какая-то трагедия, война, или гонения, то найдутся и сейчас святые люди, но, может быть, их будет гораздо меньше, потому что тот великий сонм новомучеников РПЦ  XX века был воспитан в православной стране, в православной культуре. Тогда весь народ имел другой менталитет, другую нравственность, воспитывался с детства в сознании необходимости добра и пагубности греха. Наше время, как Вы, наверное, видите, характерно тем, что повсюду отменяется понятие греха. Всё заменяется вседозволенностью! «Всё можно! Всё не грех! Ничего не стыдно! Можно заниматься и проповедовать любые, самые преступные, с точки зрения традиционной нравственности, вещи. Это на законодательном уровне уже осуществляется на Западе, а оттуда приходит к нам. Но у нас тоже достаточно много предпосылок для такого нравственного переворота, потому что духовной основы наш народ был лишен в ушедшем веке. Традиция была прервана, и новое поколение христиан, которые вот сейчас обратились к вере, воспитано неверующими людьми. Сложно также и им, в свою очередь, воспитывать своих детей в вере. Возникают очень большие проблемы. И вряд ли удастся в таких условиях воспитать столько подвижников, как  в   XX веке. Но все-таки и сейчас тоже есть люди особого склада, есть избранники Божии, которые отдают свою жизнь за веру и  за правду, так что отчаиваться не следует.  

 

- В страшные 1917-1918 годы на Урале  с особенным  рвением и жестокостью, под действием царящих тогда атеистических настроений, были разрушены многие храмы, убито множество священно- и церковнослужителей, ныне канонизированных нашей Церковью. Храмы до сих пор восстанавливаются, а некоторые и сейчас используются не по назначению. За время своего пребывания Вы посетили много удивительных мест Прикамья, связанных с жизнью и подвигом, в том числе и новомучеников пермских. Почему при таком изобилии молитвенников о нашей земле, при большом количестве действующих монастырей и храмов так распространен до сих пор «дух скептицизма и атеизма»?

 

-   Самый главный храм Божий - это душа человека. И нужно не только восстанавливать здания, но и восстанавливать эти души, от этого всё зависит. Если мы восстановим множество храмов, позолотим купола и сделаем дорогие ремонты, а с людьми работать не будем, то храмы будут пустыми. Как мы уже говорили, эта работа у нас очень сильно отстает от строительных работ. Поистине строительство человеческих душ, особенно детских душ, воспитание их — это самая главная проблема для нас сегодня. Если мы будем над этим трудиться больше, гораздо больше, чем сейчас, то, может быть, что-то изменится. Тот энтузиазм, который был в 90-е годы сейчас, конечно, проходит. Уже выросло новое поколение, которое «не знает» Советской власти, поэтому не испытывает восторга старшего поколения. Эти люди выросли в свободной стране и не умеют ценить свободу. Они не понимают, что же, собственно говоря, случилось. Так что ситуация у нас сейчас и трудная и, конечно, проблематичная. И от напряжения наших сил многое зависит. Но, с другой стороны, нужно помнить:   всё от Бога, а значит - с Богом! И нужно надеяться на Бога, не унывать. Только нужно быть именно «работником Божиим», тогда всё будет получаться.  

 

- В современном мире вновь остро встает вопрос о просвещении и миссионерстве.   Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать современный православный миссионер и какими принципами он должен  руководствоваться для успешной проповеди, в частности в условиях нашего края.

 

- Он должен обладать такими же качествами, как и раньше: пламенной верой, самоотверженностью, любовью, готовностью посвятить себя служению. А вот методы должны быть другими, потому что сейчас уже  нет необходимости на собаках ехать через Заполярье к кому-то. Сейчас есть масса средств, получить информацию очень просто и быстро, и современные миссионеры должны, конечно, владеть этими средствами – это с одной стороны. А с другой стороны, они должны уметь  явить красоту православной жизни, красоту  этой культуры. 

 

- Уважаемый отец Владимир! Спасибо, что Вы смогли выделить несколько минут и   пообщаться с нами.  В завершение нашей беседы хочется попросить Вас высказать какие-то пожелания, напутствия. 

 

- В-первую очередь хотелось бы поблагодарить митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, а также всех, кто нас приглашал, встречал и помог нам увидеть ваш край. На меня произвела огромное  впечатление   красота  Прикамья! Такая удивительная природа! Такие леса, реки, горы… Хотелось бы пожелать, чтобы все видели и ценили красоту Божиего мира, а этому очень мешает современная индустрия, современные условия жизни, массовая культура жизни, отвлекающая от самого главного. Хотелось бы пожелать: обратитесь к «единому на потребу», к богатейшим духовным ценностям, которые хранит и проповедует христианство!

 

Беседовал Юрий Кищук


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст