Список альбомов:



По следам паломников, совершавших путь в Иерусалим…

По следам паломников, совершавших путь в Иерусалим…

Самолет снижается, облачная пена редеет, сквозь густой сливочный туман проступает синь Средиземного моря и светло-желтое песчаное побережье. Прямо под нами Тель-Авив, один из самых молодых городов Израиля, центр современной жизни. Вид из иллюминатора мало напоминает покинутую Москву: под нами бесконечные ряды красных крыш, голые холмы, длинные автострады. И почти никакой растительности.

Мандариновый Яффо

Тель-Авив начинался как один из кварталов древнего Яффо – города, которому от рождения насчитывается едва ли не 10 000 лет. В наше время Яффо считается районом Тель-Авива, молодой собрат затмил маленький город своей яркой, блестящей наружностью. В Тель-Авиве большие магазины, небоскребы из стекла и металла, современнейшие рестораны и центры развлечений, Яффо по сравнению с ним выглядит как провинция. Архитектурный ландшафт Яффо – это невысокие дома «на курьих ножках» (часть конструкции создана с помощью колонн, на которые опирается вес здания) с солнечными батареями и баками для сбора дождевой воды на крышах.

Этот средиземноморский порт не раз упоминается в Библии, так что стоит о нем рассказать. Именно сюда веками приходили корабли с паломниками, путешествующими в Иерусалим, но Яффо был известен задолго до зарождения христианства. Даже в древнеегипетских хрониках он описывался как крепость и центр торговли. У этого города долгая и сложная судьба: его захватывали и фараоны, и римские легионеры, и средневековые арабы, и солдаты Наполеона. Сейчас, конечно, мало что напоминает о тех временах, когда в Яффо кипела жизнь.

Дорога от аэропорта Бен-Гурион вьется среди цитрусовых рощ. Яффо – мандариновый рай, запах спелых плодов чувствуется даже в закрытом автобусе. Мандарины лежат на поминальном столике в первом же посещенном нами русском храме св. апостола Петра и св. праведной Тавифы. Само здание обсажено лимонными деревьями, в ветвях которых покачиваются тяжелые желтые цитрусы. На пермяка, не избалованного дарами южной природы, это зрелище производит ошеломительное впечатление.

Не менее прекрасен и сам храм, построенный в 1894 году на участке земли, купленном для русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Его иногда называют форпостом Православной Церкви в Святой земле, именно здесь чаще всего происходит первая встреча русских паломников с израильскими святынями. Здание построено в поздневизантийском стиле, четырехгранная колокольня является самой высокой точкой Яффо. Рядом с храмом сохранилась гробница св. праведной Тавифы - это пещера, куда дозволено спускаться православным паломникам, чтобы почтить память великой святой, дважды усопшей: по преданию, первый раз ее воскресил от смерти сам апостол Петр.

У храма есть свой небольшой, но постоянный приход. Надо отметить, что в русских храмах Израиля правила внешнего благочестия соблюдаются строже, чем в самой России: например, легко одетых туристов не пустят даже на территорию храма. А здесь есть, что посмотреть: теплая земля Израиля, орошаемая с помощью сложной системы мелиорации, способна дать жизнь десяткам видов разнообразных и прекрасных растений. Все русские храмы, которые мы повидали, утопают в зелени, что составляет видимый контраст с большей частью территории этой засушливой страны. Здесь, возле яффского храма, журчат небольшие фонтаны, и попугаи, вольготно живущие среди пальм и цветов, оглашают воздух резкими криками.

Лидда, или Георгополис

Полной противоположностью светлому русскому храму является желто-песчаный греческий православный храм, расположенный в Лидде (город, примыкающий к Яффо). В средние века Лидда часто называлась Георгополисом, так как именно здесь, по преданию, жил и был погребен св. великомученик Георгий Победоносец.

Как мы знаем из священной истории, св. Георгий был талантливым полководцем, приближенным императора Диоклетиана, храбрым и могучим воином. Когда выяснилось, что Георгий исповедует христианство, римский император отказался от своего прежнего любимца и повелел предать его пыткам. Однако святой не отказался от Христа и был убит, а его останки перевезены в родной город – Лидду.

Греческий православный храм был построен в Лидде еще в начале IV века и пережил множество разрушений и перестроек. Его поочередно захватывали то мусульмане, то крестоносцы; три великих землетрясения разрушили его почти до основания. Современный облик храм приобрел лишь в XIX веке в ходе обширной реставрации.

В церкви есть крипта с гробницей вмч. Георгия, куда ведут две лестницы из центрального нефа. На мраморном кенотафе разлито освященное масло, которое паломники собирают и увозят с собой как святыню. Часть мощей великомученика Георгия хранится в алтаре храма.

Это совершенно особенный храм: его облик строг и серьезен, он выглядит гораздо древнее своего настоящего возраста. Вероятно, сказывается намоленность места, его долгая и непростая история, а также то, что бок о бок с православным храмом стоит мечеть. Едва мы успели отслужить в крипте молебен великомученику Георгию, как наверху, в минарете, раздалось пение муэдзина, сзывающего правоверных на вечернюю молитву.

Праздничная Кана

Кана Галилейская – это ощущение праздника, одно из наиболее любимых туристами мест. Узкие мощеные улочки уходят вверх и вниз во всех направлениях, а по краям их толпятся сувенирные палатки и маленькие магазинчики. Здесь вам на каждом углу расскажут о первом чуде, совершенном Христом, и предложат в память об этом событии отведать местного вина.

Городок арабский, местные жители к русским паломникам настроены весьма дружелюбно. Это небольшое селение дало миру двух апостолов: здесь родились святые Нафанаил Варфоломей и Симон Кананит.

Сохранился фундамент дома, принадлежащего апостолу Симону Кананиту, где и состоялся много лет назад брачный пир, гостем которого был Сам Христос. Сейчас на месте этого дома построен католический храм с поэтичным, как это свойственно западной Церкви, названием: «Храм первого чуда». Мы пришли туда во время проповеди, тихими мышками спустились вниз, чтоб не мешать молящимся католикам, и уже внизу отслужили молебен у настоящего каменного водоноса двухтысячелетней давности, аналогичного тому, в котором вода однажды превратилась в вино.

Если пройти в соседнее помещение, можно увидеть раскопанный фундамент дома Симона Кананита. Грубо обтесанные древние камни, уложенные друг на друга, усыпаны разновалютными монетками: среди туристов существует такой обычай. Прямо напротив католического храма располагается греческий православный, а вокруг – множество магазинов с главным здешним товаром. И это, разумеется, вино.

Местное вино не слишком дорогое, но очень вкусное и существует во множестве сортов. Вообще, паломнические магазины в Кане отличаются разнообразием ассортимента и приятными ценами: за 7 долларов здесь можно купить литровую бутылку литургического вина 12-летней выдержки, за 5 – набор из 12-ти оливковых четок, за доллар – набор из 33-х иерусалимских свечей. А еще здесь продается настоящее оливковое масло очень высокого качества, плоды хлебного дерева и финиковый мед.

Белая голубка Назарета

Назарет – город загадочный, в исторических источниках такое название отсутствует, упоминается только в Евангелии. Видимо, в древние времена это было маленькое селение, не прославившееся ничем, что сделало бы его достойным для включения в документы. Но именно здесь прошло детство Христа, и с тех пор в Назарет ежегодно съезжаются тысячи паломников со всего света. Местное население – арабы – тоже большей частью являются христианами, вместо субботы важнейшим днем недели считается воскресенье. Словом, Назарет – город для Израиля нетипичный.

В Назарете произошло событие, повернувшее весь ход мировой истории - Благовещение. Католическая и православная церковная традиции определяют точное место Благовещения по-разному: католическая церковь построена на месте дома праведного Иосифа, греческая православная – у так называемого «колодца Марии», где, как считается, и явился Деве архангел Гавриил. На предполагаемом месте этой Встречи бьет из-под земли источник, которым в прежние времена пользовался весь город: вода из него и вкусна, и целебна. В настоящее время общий вход к источнику закрыт из-за истощения водоносного слоя, освященная вода доступна только для паломников. Ее можно набрать в греческом храме архангела Гавриила.

Каменное здание базиликальной конструкции, где раньше набирали воду для хозяйственных нужд, сейчас пустует. Мы стали свидетелями интересного явления: когда мы стояли на улице возле храма архангела Гавриила, с неба слетела белая голубка и села на крышу базилики. Будто напоминание о Духе Святом, посетившем Марию в тот самый момент, когда Она дала согласие стать Матерью Бога.

Туманная Галилея

В декабре Галилея затянута туманом. Стоя на берегу Галилейского моря, сквозь серую дымку невозможно разглядеть другой берег, и невольно верится, что в библейские времена здесь могли быть и бурные шторма, и настоящие кораблекрушения.

Когда туман рассеивается, становится понятно, что знаменитое Галилейское море, пожалуй, не намного шире разлившейся Камы. Две тысячи лет назад оно было и больше, и полноводнее. Поскольку море является пресным (собственно, это не море, а озеро), это единственное в Израиле хранилище питьевой воды. Уровень вод Галилейского моря является постоянной темой новостного вещания местных телеканалов. Израильтяне радуются каждому дождю: озеро неуклонно мелеет, и заменить его нечем.

Галилея – северная часть Израиля, самая влажная и зеленая. Здесь в изобилии растут разнообразные виды цитрусовых, гранаты, бананы, финики и инжир. На берегу моря расположено поселение Магдала: райский уголок, утопающий в тропических растениях. Здесь есть маленькая русская церковь св. Марии Магдалины, которую непременно посещают православные паломники при поездках в Галилею. Еще одно место, принадлежащее русской духовной миссии – храм Двенадцати Апостолов в Капернауме. Он расположен на холме и окружен садом, в котором среди цветущих кустов и деревьев прячутся маленькие фонарики.

На побережье моря есть рестораны, специализирующиеся на приготовлении местного вида рыбы – Галилейской тиляпии, или рыбы Петра. Этот вид водится только в Галилее: по преданию, именно эту рыбу ловил апостол Петр, будучи простым рыбаком. Небольшие плоские рыбки, приготовленные на гриле, подаются с лимоном, жареным картофелем и разнообразными салатами, они приятны на вкус и нравятся практически всем. И туристы, и паломники с одинаковым удовольствием обедают этой рыбкой при посещении Галилеи.

Невдалеке от Назарета и Капернаума есть высокая гора, которую церковное предание отождествляет с горой Преображения Господня. Это Фавор: в прежние времена к вершине вела длинная лестница в 4340 ступеней, по которой пешком восходили паломники. В настоящее время половину пути на вершину можно проделать на экскурсионных автобусах, вторую половину – на юрких микроавтобусах, легко преодолевающих километры круто уходящего вверх серпантина.

Вершина горы поделена между греческой православной и католической церквями. Православный монастырь Преображения выстроен на развалинах древней византийской церкви, над воротами ограды возвышается колокольня. Во дворе позади храма расположены символические три кущи, со всех сторон обсаженные кипарисами, оливами и смоковницами. В монастыре всех паломников обязательно угостят хлебом и вином: это традиция, существующая здесь уже много лет.

Говорят, что в праздник Преображения Господня на гору Фавор обязательно сходит с небес густое белое облако, что считается особым проявлением благодати Божией. А нам повезло: в туманный день, когда мы приехали на Фавор, на вершине уже лежала пушистая влажная туча, дарующая паломникам покой и прохладу.

Иордан, соленые воды

Приехав к предполагаемому месту крещения Христа на реке Иордан, русский паломник рискует сам стать экспонатом для туристов: десятки американцев, японцев, индусов будут наблюдать, как вы, надев белую крестильную рубаху, погружаетесь в священные воды, щелкать затворами фотоаппаратов и просить попозировать. Вода в месте, где расположены купальни, очень спокойная, холодная, мутная от ила – и соленая, так как через несколько километров Иордан впадает в Мертвое море. Это едва ли не самое широкое место тоже изрядно обмелевшей с евангельских времен священной реки.

На берегу расположены построенные из струганных досок просторные раздевалки, мужские и женские. Обувь и фототехнику можно оставить прямо на чистых деревянных мостках перед тем, как сойти в воду. Православные, стоя босиком на деревянном полу, служат молебен во здравие и, спускаясь к Иордану, троекратно окунаются в воду под присмотром суровых израильских солдат-охранников с автоматами.

Отсюда можно набрать воды с собой: в дороге ил оседает и вода становится прозрачной. В праздник Крещения Господня здесь собираются тысячи желающих принять великое таинство и стать христианами, их не пугает ни холодная, порядка 8-10 градусов, вода, ни любопытные взгляды тепло укутанных в куртки туристов.

Тихий Вифлеем

Вифлеем расположен в Палестинской автономии: на границе у паломников и туристов иногда проверяют документы. Еще в евангельские времена это был тихий провинциальный город, таким он остался и до сих пор. Местное арабское население исповедует и Ислам, и Христианство: вообще в Вифлееме находится одна из самых больших христианских диаспор во всем государстве.

Паломнические магазины в Вифлееме чрезвычайно дороги, зато на улицах у арабских торговцев можно купить что угодно, от икон до украшений, в десятки раз дешевле. За два доллара здесь можно приобрести стакан свежевыжатого вкуснейшего гранатового сока, за десять – набор из четырех больших икон для домашнего иконостаса. По Вифлеемским улочкам хочется гулять вдумчиво, имея большой запас времени, чтобы все успеть разглядеть и запомнить.

Древняя церковь Рождества Христова отличается крайне маленьким размером входа: это сделано специально для того, чтобы ее труднее было захватить. Церковь находится на главной площади города, именующейся Ясельной, а примыкающие к ней улицы носят названия Звезды и Рождества. В декабре город вовсю готовится к Рождеству: повсюду установлены ели с гирляндами, фонарные столбы и стены домов украшены изображениями ангелов с трубами. Чисто коммерческий подход к делу сливается с настоящей и глубокой верой многих местных жителей, не могущих не ощущать особенную святость этого места.

Церковь Рождества находится над пещерой, где, по преданию, и родился Спаситель. Обычно ко входу в пещеру стоит нетерпеливая очередь, внизу греческий монах регулирует поток желающих приложиться к святыне. Святыня – предполагаемое место Рождения – обозначено звездой на полу, рядом находится символической изображение яслей, в которых лежал новорожденный Христос. Здесь почти круглосуточно служатся молебны: то по-русски, то по-гречески, то по-армянски - на многих языках.

В Палестине иногда случаются вооруженные конфликты, поэтому не стоит бояться частых паспортных проверок и пристального внимания местных работников охраны. В остальном израильтяне замечательно относятся к русским паломникам: где бы мы ни появлялись, с нами были безукоризненно вежливы и спешили на помощь при любых затруднениях.

Полосатый шлагбаум отделает Палестину от Израиля, Вифлеем от Иерусалима - но об Иерусалиме, главном городе Израиля и сердце Христианства, мы расскажем нашим читателям в следующий раз.

Екатерина Любомирская


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст